Найти тему
Мужская логика

АВС или СВА

Оглавление

Решил завести рубрику "Холивары в сети".

На досуге посещаю тематические форумы или группы в социальных сетях и очень часто становлюсь либо свидетелем, либо участников знатных споров и разборок по, казалось бы, пустяковым вопросам.

Но иногда, поднимаемые вопросы стоят того, чтобы их обсуждать и в итоге разобраться, для своего же душевного спокойствия, а иногда и финансового.

Ближе к делу.

На днях оказался в самой гуще спора в сети. Блоггер-репетитор вопрошала у многоуважаемого (но не всегда адекватного) сообщества, корректные ли исправления внесла учитель математики в работу её подопечной.

Самая жаркая войнушка разгорелась вокруг момента с одним исправлением. Учитель в решении задачи на доказательство равенства треугольников перечеркнула запись "треугольник ADC" и заменила обозначение на "треугольник ACD", и ладно бы просто исправила, судя по обозначению на полях, посчитала грубой фактической ошибкой.

И тут началось...

Читатели блога разделились на два противоборствующих лагеря (откровенно говоря, я тоже не сдержался и даже пару раз выругался).

Одна группа придерживалась мнения, что именование треугольника на ход рассуждений и доказательств не влияет или в этом случае уж точно не является грубым нарушением.

Другая группа поддерживала исправления учителя, мотивируя это тем, что правильный порядок вершин прямо (или косвенно) указывает на соответствие углов в равных треугольниках.

Выходит АВС и АСВ, не говоря уже про САВ - суть разные треугольники? Или это касается только этой задачи? Но тогда как определиться в других случаях?

Страсти кипели, а истина была где-то рядом...

Если долго не занудствовать и сократить повествование, а так же дать чёткую инструкцию для своего ребенка, на случай таких ситуаций сразу обозначу причину холивара: разный подход к методике подачи материала у авторов разных учебников по геометрии... Да-да, знайте: при переходе в другую школу и смене учебника беда может придти откуда не ждали.

И так, краткий обзор учебников геометрии средней школы базового уровня.

Поехали:

1. Геометрия. Учебник для 7-9 классов.  Погорелов А.В.

На странице 12 данного учебного пособия действительно можно увидеть абзац:

"...порядок записи вершин важен. Запись треугольник ABC = A'B'C' означает, что угол A = A', B = B', C = C'..."

Значит, если обучение проходит по учебнику Погорелова, то исправления более чем легитимны, ошибка на лицо.

Но есть один нюанс, дело в том, что кроме учебника Погорелова в Федеральном перечне рекомендованных учебных пособий (а только из него школы могут выбрать учебники, которые потом бесплатно выдадут Вашим детям, учебники не входящие в этот перечень муниципалитеты закупить не могут) есть ещё как минимум два не менее популярных.

2. Геометрия. 7 - 9 классы.  Атанасян Л.С. и др.

И здесь на странице 28 мы видим следующее:

"... На рисунке 49, б изображен треугольник с вершинами А, В, С и сторонами АВ, ВС и СА. Такой треугольник будем обозначать как (значок треугольника) АВС. Этот же треугольник можно обозначать иначе записав буквы А, В, С в другом порядке: ВСА, СВА и т.д. ..."

Выходит, что авторы явно дают понять: разницы от перестановки букв (названий вершин) при именовании треугольника - нет! Но при этом не забываем указывать соответственные элементы при проведении рассуждений, авторы от этой обязанности Вас не освобождают.

3. Геометрия. 7 класс. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.

Авторы этого учебника про столь острый момент предпочли умолчать, но на его страницах можно без проблем увидеть (на странице 81):

№ 142:
"Треугольники APK и MCE равны, углы А и С соответственные, РК = 10 см. Найдите сторону МЕ."
№ 143:
"Треугольники АВС и DEF равны, стороны АВ и DE, BC и DF соответственные, угол В = 32 градуса. Найдите угол D."

Выходит, что подход здесь ближе к подходу Атанасяна и его коллег, нежели к методике Погорелова. Но опять же, при рассуждениях не забываем явно указать какие стороны и/или углы считаем соответственными в двух треугольниках.

Как итог: абсолютно правильного и единственно верного подхода нет и не может быть. Задача учителя - научить азам, иногда для этого необходим формализм, иногда нет.

И пара непрошеных советов:

1. Не ругайтесь с учителем по поводу выбора учебника. Учебник выбирает именно учитель, а так же методики преподавания, это неотъемлемое право закрепленное федеральным законом "Об образовании".

2. Выбирая репетитора для ребенка, если до этого дошло, уточните, что заниматься нужно с учетом учебника, который используется на уроках. Это важно.

3. Будьте культурнее с оппонентами, даже в спорах на просторах сети Интернет.

Если остались вопросы - комментарии к Вашим услугам.

Не забудьте подписаться и поставить "Палец вверх", если идея обзоров Интернет-холиваров Вам показалась интересной!

Спасибо за внимание!

Ещё мои заметки:

Вымрет ли учитель
Простое человеческое счастье (часть 1) (часть 2) (часть 3)
Уходим в бизнес! "А, нет. Вертай в зад (с)"