Возможно, этот текст и запоздал немного. Предполагаю, что некоторые предпочли бы увидеть его одним из первых. Но мне кажется, что желание творить важнее того, чем и на чём. Для азов вполне сгодится и шариковая ручка за неимением большего. Но чтобы рисовать с удовольствием и с гордостью делиться результатами своих трудов, стоит запастись качественными материалами и инструментами.
Начну с того, что если уж вы решились купить специальную бумагу, карандаши и линеры, лучше не экономить. Увы, стоимость напрямую коррелирует с качеством, поэтому линер за 50 рублей, конечно, позволит сделать неплохой рисунок и не сравнится в удобстве с простенькими гелевыми ручками, но линер вчетверо дороже, и прослужит дольше, и не размажется, и на бумагу ляжет ровнее.
Впрочем, перейдём к обзору.
Бумага
Бумага, использующаяся в рисовании, очень важна. Она должна быть довольно плотной, не пропускать чернила насквозь, не разбухать от контакта с фломастерами или акварелью, не рваться при попытках убрать карандашные лилии ластиком, не покрываться «катышками» при раскрашивании.
В идеале подойдёт бумага для акварели. У меня — с тиснением.
Можно взять и любую другую бумагу плотностью не менее 200 г/кв. м, например, для черчения, картон, крафт-бумагу, для пастели.
Скетчбуки
Хоть рисовать на акварельной бумаге и гораздо приятнее, скетчбук даёт возможность собрать всё самое нужное под рукой. Это его неоспоримое преимущество.
Плотность листов там, как правило, в пределах 160 г/кв. м, но качество превосходит обычную офисную бумагу. Кстати, чтобы избежать пятен на следующем листе я обычно подкладываю под страницу на которой рисую сейчас, обычную бумагу.
Скетчбук удобен тем, что помогает в систематизации орнаментов, узоров и уроков. Если работы, которые планируется подарить или поместить в рамку, стоит рисовать на хорошей бумаге, то для зарисовок и тренировки лучше именно скетчбук. Все идеи, все интересные танглы стоит регулярно зарисовывать.
Формат скетчбука может быть любым. Для большего удобства имеет смысл заранее расчертить несколько страничек на клеточки, в которых после будет удобно рисовать.
Пеналы и органайзеры
Дома все инструменты для рисования можно хранить, как нравится. Но вдохновение и свободная минутка могут появиться внезапно абсолютно в любом месте. На этот случай стоит иметь под рукой, хоя бы, карандаш и линер.
Я предпочитаю также носить с собой линейку, ластик, растушёвку и точилку. Иногда кладу в пенал и циркуль. Можно, конечно, просто выделить для этого отделение в сумке, но удобнее использовать, пенал, органайзер, кошелёк или даже небольшой пакет либо конверт.
Линейки, циркули, лекала, трафареты
Конечно, дзен-графика не предполагает идеальность линий, но при рисовании, например, мандалы, без инструментов никуда. Минимум, необходимый мне, включает в себя циркуль (можно «козью ножку», как на фото) и линейку.
Карандаши
Чёрный, белый, простой.
В принципе, для начала можно обойтись двумя простыми карандашами: твёрдым и мягким. Первым размечаем карточки и рисуем то, что после обводится либо стирается, вторым — наносим тени.
Мне иногда нравится делать тени чёрным акварельным карандашом. Белым удобно рисовать блики. Карандаши должны быть остро заточены, поэтому не забываем о необходимости всегда иметь под рукой точилку. Кроме того удобно сразу заточить карандаш с двух сторон.
Линеры
Переходим к главному. Чем рисовать?
На самом деле отлично смотрятся рисунки, выполненные тушью или перьевыми ручками. Прекрасно выходят работы, созданные роллерами на основе жидких чернил. Но сейчас чаще принято использовать линеры. Они относительно недороги, экономичны, не требуют особых навыков, не оставляют клякс.
По сути линеры — это капиллярные ручки.
На первом фото показаны два в варианте «эконом».
Вот линеры уровнем повыше:
иВ данном случае фирмы Micron. На колпачках указана толщина линии в миллиметрах: 0,1, 0,5, 1 и 0,05. Для начала можно обойтись двумя — 0,1 и 0,5. Первый идеален для рисования, а вторым удобно раскрашивать большие области. Мне нравится для совсем мелких деталей использовать линер с маркировкой «0,05», а для заполнения чёрным совсем больших элементов брать линер с толщиной линии — 1 мм, больше похожий на фломастер.
Линеры подороже хороши не только тем, что представлены в разных вариациях размера пишущего узла. У них более качественные чернила (архивное качество), не размывающиеся водой, быстро сохнущие, не размазывающиеся , не выцветающие со временем, при нанесении создающие эффект печати.
Белые ручки
Кроме мягкого белого карандаша неплохо бы иметь под рукой белую гелевую ручку. Она поможет в расставлении бликов и исправлении мелких огрехов. Кроме того, ею можно рисовать на цветной бумаге.
Брашпен
Некоторые элементы удобно рисовать брашпеном. Это такой фломастер, наконечник которого напоминает кисть. Инструмент идеально подходит для создания линий, которые предполагают разную толщину на разных участках. Кроме того, им удобно делать небольшие «капли» и завитки.
Растушёвка
Этот инструмент незаменим при нанесении теней. Представляет собой палочку, скрученную плотно из нескольких слоёв бумаги и заточенную с двух сторон.
В принципе, на первых порах можно заменить растушёвку ватной палочкой или самодельным вариантом, но готовый инструмент удобнее.
Чёрная бумага
Для тех, кому по душе эксперименты, предлагаю опробовать рисование на чёрном фоне, особенно если выи так обзавелись белой ручкой.
Карточки
На самом деле, в дзен-графике есть свои традиции. Рисунки обычно делаются на квадратных, треугольных или круглых плиточках определённого размера. Они даже продаются в виде заготовок в наборах. О размерах и нюансах будет отдельный текст. Пока же остановлюсь на размере наиболее традиционных плиточек: 9х9 и 5х5 сантиметров. Нарежьте несколько из плотной бумаги и при желании закруглите углы.
Рисовать на плитках удобнее, че на больших листах или в дзенбуке за счёт того, что их можно легко поворачивать в процессе.
На самом деле, это набор-минимум для тех, кто уже немного вошёл во вкус и понял, что, действительно, хочет рисовать. Для самых первых шагов достаточно бумаги, карандаша, ластика и линера. Но не стоит забывать, что чем лучше материалы, тем легче процесс и качественнее результат, а это и есть лучшая мотивация к продолжению творческого процесса.
Кроме указанного выше, существует немало интересного, что можно применить в процессе рисования. Если начать раскрашивать карточки или рисовать цветом, список покажется бесконечным. Но для азов вполне достаточно.