Где на Российской земле был открыт первый и пока единственный в стране Дом поэзии, в котором дважды в год собираются представители разных поколений, чтобы декламировать стихи русских поэтов? Конечно, это – Тверь. Родина нашего знаменитого современника и поэта Андрея Дементьева.
Текст: Алла Березовская, фото предоставлено автором
Увы, его уже нет с нами, в июне прошлого года легендарный редактор журнала «Юность» скончался. Но созданный его стараниями в Твери Дом поэзии жив и по-прежнему собирает почитателей поэзии.
…Я шла по Твери, тогда еще по улице Володарского, и почему-то никак не могла найти Дом поэзии Андрея Дементьева. Пять из шести прохожих, к которым я обратилась за помощью, о таком ничего не слышали. Хотя я даже описала памятник, стоящий у дома: огромная бронзовая полка с книгами. Вместо этого меня упорно направляли в Музей козла, действительно расположенный неподалеку…
В ноябре прошлого года улица Володарского была переименована в улицу Андрея Дементьева, уроженца Твери, которым здесь очень гордятся. И первая табличка с новым названием улицы появилась именно на Доме поэзии.
Небольшое старинное двухэтажное здание, построенное в XVIII веке, находится в историческом центре Твери. Дом поэзии был открыт в июле 2013 года. Андрей Дементьев мечтал, чтобы в его родном городе люди любили стихи, могли их послушать в камерной обстановке, познакомиться с творчеством начинающих поэтов или маститых авторов. Чтобы здесь проводились творческие встречи, поэтические вечера, выставки и конкурсы молодых поэтов. И за пять лет Андрею Дмитриевичу удалось все это воплотить в жизнь.
Тогда на открытие первого в России Дома поэзии в Тверь съехалось целое созвездие знаменитостей из столицы и зарубежья.
Вскоре после открытия Дома поэзии, которому по решению правительства Тверской области было присвоено имя Андрея Дементьева, ставшего главным художественным руководителем нового очага культуры, здесь закипела литературная жизнь. По средам начинающих поэтов консультировали заслуженные мастера пера, в другие дни недели здесь проходили уроки поэзии для школьников и студентов, литературоведы знакомили молодежь с творчеством великих русских поэтов и открывали новые имена.
ВОЗВРАЩЕНИЕ «ЗЕЛЕНОГО ЛИСТКА»
И потянулись к заветному дому десятки юных дарований со своими первыми виршами. Что-то надо было со всем этим творческим напором делать. В июле 2014 года, когда Дом поэзии отметил свою первую годовщину, его художественный руководитель сообщил об учреждении Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок». К участию в нем организаторы пригласили всех владеющих русским языком молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет. В первый год в конкурсе принимали участие поэты-любители в основном из Верхневолжья, победители получили памятный приз в виде зеленого листка на постаменте и право первой публикации в специальном поэтическом альманахе. Через два года свои стихи в Тверь присылали конкурсанты уже со всей России – было получено около 700 работ из 70 областей. Работы участников оценивали известные поэты, публицисты, литературоведы и критики… Не меньше участников и в нынешнем, третьем Всероссийском конкурсе, итоги которого по традиции будут оглашены 21 марта – во Всемирный день поэзии. По предложению фонда «Русский мир» конкурс «Зеленый листок» переходит на международный уровень, к участию в нем отныне будут приглашаться соотечественники, живущие за рубежом и пишущие на русском языке.
В Доме поэзии есть читальный и лекционный залы, литературное кафе, библиотека, выставочные стенды. Здесь много книг, фотографий, картин. Посетителей встречает экскурсовод-методист Светлана Писаренко, она приглашает в уютный зал на первом этаже, где перед большим экраном расставлены стулья. На стендах выложены поэтические сборники Дементьева за разные годы, здесь же – подборка «Юности», подшивки газет, афиши. В этом зале обычно проводятся творческие вечера и поэтические чтения, здесь год назад Андрей Дементьев, лично вручал «Зеленые листки» победителям конкурса, что само по себе было для начинающих поэтов высшей наградой…
Внимание привлекает стенд для гостей, весь расписанный автографами многих знаменитостей. Здесь и Евгений Евтушенко с его бессмертными словами «Поэт в России больше, чем поэт»; и десять сердечек от Зураба Церетели, как бы в подтверждение того, что его сердце навеки отдано поэзии; «Счастья этому дому» – от Иосифа Кобзона; забавный автограф от актера и писателя Владимира Качана, давнего друга Андрея Дмитриевича. У стенда на скамье установлена бронзовая плита, на которой высечены стихи. Их наверняка знают наизусть многие земляки Андрея Дементьева:
Когда я возвращаюсь в Тверь,
Где столько пережил и прожил,
Мне кажется – я открываю дверь,
Чтоб оказаться снова в прошлом.
Пройду по улице родной,
Где отчий дом давно разрушен.
И Волга чистою волной
Омоет память мне и душу.
Плита – дар скульптора Зураба Церетели. Это не единственное и не самое большое творение знаменитого художника, украсившего тверской Дом поэзии. Но об этом чуть позже. А пока вместе со Светланой мы поднимаемся на второй этаж – в кабинет художественного руководителя Дома поэзии. На стенах вдоль лестницы висят портреты его друзей-поэтов – Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Владимира Высоцкого… На каждом – четыре стихотворные строчки, написанные великими поэтами в разные годы. Для портрета Андрея Дементьева, также украсившего стены Дома поэзии, выбрали эти:
Россия – страна талантов.
Души золотой запас.
И в мире, враждой объятом,
Таланты спасают нас.
– Сейчас мы с вами заходим в кабинет Андрея Дмитриевича, здесь он принимал гостей, разбирал письма, которые приходили из разных уголков России, – рассказывает экскурсовод, работавшая все эти годы вместе с поэтом. – Приезжая в Тверь, он обычно останавливался где-нибудь неподалеку, чтобы приходить сюда пешком. В соседнем помещении проходили все рабочие совещания, здесь утверждали планы на будущее, обсуждали проведение тематических выставок. Дом поэзии был открыт и для художников, у нас выставляли свои работы Илья Глазунов, Никас Сафронов и наши тверские авторы.
ВСТРЕЧАЕМСЯ В ТВЕРИ НА ПАРНАСЕ!
Светлана демонстрирует нам гашеный юбилейный конверт, на котором Андрей Дементьев оставил свой автограф. Это подарок «Почты России» к его 88-летию. На столе, рядом с фотографией поэта, лежит «Книга отзывов посетителей». Благодарности, слова признательности, восторженные отзывы. За пять лет своего существования Дом поэзии в Твери стал местом притяжения десятков тысяч людей – ценителей русской литературы. Не говоря уже о самих поэтах, для них этот скромный особняк – почти наш русский Парнас. Что здесь творится 20 июля, в день рождения Дома поэзии, или 21 марта – Всемирный день поэзии, непосвященному человеку даже представить трудно! Во дворе у памятника поэтам-шестидесятникам собирается до тысячи человек. Приходится перекрывать улицу и ограничивать движение. В один из таких праздников люди вместе с Андреем Дементьевым скандировали его стихи, покорившие миллионы сердец:
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Как рассказывает Светлана, эта акция была незапланированной. Уже все официальные мероприятия закончились, а люди не расходились. Они по очереди подходили к микрофону и декламировали стихи Есенина, Евтушенко, Ахматовой, Высоцкого, Дементьева... Андрей Дмитриевич был так этим обрадован и растроган, что тут же присоединился к ним – к всеобщему восторгу публики! Это было именно то, о чем он давно мечтал: чтобы в Дом поэзии приходили молодые люди с горящими глазами. Кстати, на встречах с читателями он всегда просил зажечь в зале свет, ему было важно видеть глаза своих слушателей.
ЧИТАТЬ, ЗНАТЬ И БЫТЬ ЛЮБОПЫТНЫМ!
На одной из творческих встреч в Риге несколько лет назад кто-то из школьников спросил Андрея Дементьева, как стать знаменитым поэтом. «Когда меня просят дать совет для начинающих поэтов, я всегда говорю: прежде всего надо очень хорошо знать литературу – и классическую, и современную, – ответил он. – По возможности лучше читать в оригинале. Я в свое время выучил французский язык только для того, чтобы читать в подлиннике Шатобриана и Бодлера, поскольку во французской поэзии нет рифмы в нашем понимании, там все строится на интонации. Поэту, писателю нужно очень много знать, тогда с ним будет интересно. Таков мой совет: много читать, много знать и быть любопытным к этой жизни. Удивляться надо, жить так, как будто ты только на свет появился. Я вот давно родился, много видел, а мне все интересно! И по-другому не должно быть, иначе ты ничего не добьешься».
В тот свой приезд в Ригу Андрей Дмитриевич помимо всего прочего участвовал в конференции соотечественников, которая проходила в Доме Москвы. В первом ряду торжественно сидели ветераны войны – с медалями, в орденах, седые. Гость из Москвы смотрел на них с большим почтением, ведь мальчишкой он тоже пережил войну, терял родных и близких. Когда на сцену вышла, опираясь на палочку, скромно одетая пожилая женщина в орденах и начала говорить, Андрей Дементьев изменился в лице. «Мы – солдаты, – сказала участница войны, – мы не ходим с протянутой рукой. Но некоторые из нас иногда ходят по мусорникам. А недавно один наш товарищ умер от голода...». Как рассказывал потом Андрей Дмитриевич, у него от этих горьких слов дыхание перехватило. Он был так потрясен, что ночью не мог заснуть. Тогда и пришли такие строчки:
Я повстречал их в Риге спозаранок.
С медалями на старых пиджаках.
И по наградам понял – ветераны...
Они копались в мусорных бачках.
Страдая от позора и несчастий,
Они с бедой своей наедине.
Навек чужие для латвийской власти,
Забытые в российской стороне.
ПОЭТ И СКУЛЬПТОР
У Дома поэзии стоит любопытный памятник, который родился благодаря стихам Андрея Дементьева и работе Зураба Церетели.
Сначала появились стихи, посвященные любимым друзьям Андрея Дементьева – поэтам. Булат Окуджава, с которым жили в одном доме, сокурсник по Литературному институту Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, которого он называл братом, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина.
Пять легендарных имен.
Пять гениальных поэтов…
Вышли они из времен
Пушкина, Тютчева, Фета.
И породнившись судьбой
С их поэтической силой,
Стали самими собой,
Как и задумано было.
Книги их рядом стоят –
Белла с Андреем и Роберт,
Женя и грустный Булат…
Час их бессмертия пробил.
Андрей Дмитриевич давно мечтал поставить памятник тому времени и тому поколению 60-х, к которому относился и он сам. Их поэзия будоражила умы и души, она была глотком свежего воздуха, прорывом к свободе, откровенности, искренности. Поэты были символом такой долгожданной «оттепели»… Дементьев поделился своим замыслом о памятнике с Зурабом Церетели. И вот, спустя время, скульптор показал ему эскиз будущего памятника. Их общего творения. Большая, отлитая из бронзы книжная полка, на которой стоят поэтические сборники с именами легендарных поэтов.
Правда, в версии Церетели имен стало семь. Это было условие скульптора: он сделает памятник, но только если на книжной полке будут увековечены еще два его любимых поэта – Владимир Высоцкий и Андрей Дементьев. Друзья немного поспорили, но в итоге скульптор уговорил поэта. Поначалу Церетели задумал сделать все в темных тонах – и полку, и стоящие на ней книги. Но это решительно не понравилось Андрею Дмитриевичу, он долго и горячо убеждал Церетели, настаивая на ярких и жизнеутверждающих цветах корешков «книг». И скульптор уступил. И даже придумал специальную объемную эмаль, которая должна выдержать любые испытания непогодой и временем.
ДЕСАНТНИКИ ИЗ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО
Летом 2016 года в Твери состоялось торжественное открытие памятника поэтам. Грандиозный бронзовый монумент высотой 3 метра – символическая книжная полка и семь книжных корешков с именами поэтов. Но, конечно, список шестидесятников этим не исчерпывался. Зураб Церетели предложил установить в скверике под окнами Дома поэзии шесть небольших постаментов – каждый в виде сферы. На них были увековечены имена еще пяти поэтов 1960-х: Юнны Мориц, Риммы Казаковой, Геннадия Шпаликова, Владимира Кострова и Владимира Соколова. Шестая сфера, в знак особой признательности, была отдана Белле Ахмадулиной. Таким образом, замечательную поэтессу отметили дважды: на книжной полке и на отдельном постаменте.
В день открытия памятника у Дома поэзии выступил Иосиф Кобзон, исполнив несколько песен на стихи поэтов-шестидесятников. И вот на небольшую импровизированную сцену вышел человек-легенда – Евгений Евтушенко, которого публика встретила шквалом аплодисментов. Взволнованный Евгений Александрович, протянув руку в сторону бронзового монумента, прочел свои знаменитые стихи, посвященные Роберту Рождественскому: «Кто были мы, шестидесятники? На гребне вала пенного в двадцатом веке как десантники из двадцать первого…»
Мероприятие в тот день продолжилось в Тверском спортивном комплексе «Юбилейный», совсем как в далекие 1960-е, когда поэты на свои концерты собирали целые стадионы. Концерт шел пять часов. Трибуны были переполнены. Со сцены звучали стихи и песни на слова Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Андрея Дементьева. 84-летний Евгений Евтушенко не только принял активное участие в этом поэтическом марафоне как зритель и слушатель, но и сам почти сорок минут читал со сцены свои произведения.
Сегодня уже все семь поэтов, чьи имена украшают памятник–«Книжную полку», шагнули в бессмертие. Монумент поэтам в Твери, как и Дом поэзии, живет своей жизнью. По сложившейся традиции 21 марта здесь вновь соберутся любители поэзии, будут читать стихи и чествовать лучших из лучших. Прав был Андрей Дементьев: Россия – страна талантов.