Найти тему
прак

Бегом от нищеты и хамства: учителя массово уезжают на работу в Монголию

В последнее время все больше появляется сообщений о массовом отъезде школьных учителей из сибирских регионов на работу в Китай, и даже в сопредельную Монголию.

Ни для кого не секрет, что проблема «утечки мозгов» из России сегодня стоит так же остро, как и во времена развала СССР. Но если в начале 90-х трудовая иммиграция касалась больше высококвалифицированных специалистов научной и оборонной сферы, то сегодня наметилась другая тенденция.

Чем же заманивает российских педагогов Монголия, которая в массовом сознании россиян, никак не ассоциируется со словом «благополучие»?

Как пишет бурятское издание «Номер один», педагогов в Монголии привлекает высокая заработная плата, необязательность знания монгольского языка и уважительное отношение учащихся. Наиболее востребованными стали учителя начальных классов, математики, а также русского языка и литературы.

Зачем в Монголии нужны учителя без знания монгольского языка

Если в одном их главных направлений трудовой иммиграции российских педагогов– в Китае – иностранным учителям наряду с профессиональными образованием и педагогическим опытом выставляется требование обязательного свободного владения английским языком, что естественно значительно ограничивает востребованность российских педагогов, то в Монголии этого нет.

Преимущественно аграрная и сырьевая Монголия, с населением чуть больше трех миллионов человек, не может похвастаться развитой экономикой, особенно на фоне мощного соседа –Китая, и поэтому сама жизнь заставляет правительство искать новые рынки для сбыта товаров, производимых в стране.

Экономические связи России и Монголии развиваются очень интенсивно
Экономические связи России и Монголии развиваются очень интенсивно

Ключевыми партнерами для экономического сотрудничества в «северном направлении» является не только Россия, но и все страны бывшего Советского Союза. А во всем постсоветском пространстве знание русского языка представляет огромное преимущество для успешного ведения бизнеса. Вполне логично: зачем монголам учить множество языков всех стран, когда при ведении бизнеса все прекрасно понимают русский язык.

Также немалое значение имеет традиционное уважительное отношение монгол к русскому языку и культуре, доставшееся в наследство с социалистических времен. Фактически вся политическая и финансовая элита Монголии многие десятилетия получала образование в советских вузах и, естественно, человек со знанием русского языка и сейчас является примером успешности.

Сегодня Монголия переживает демографический бум, и в стране наряду с государственными открывается множество частных детских садов и школ. Поэтому система высшего образования страны оказалось не готова к этому. Да и зачем тратиться на подготовку педагогических кадров, когда намного эффективнее пригласить уже опытных специалистов из России.

Тем более трехкратное падение курса рубля по отношению к национальной валюте – тугрику (курс на сегодня 1 рубль = 37 тугрикам), позволяет это сделать без особых финансовых затруднений.

Сегодня зарплаты педагогов в разы выше, чем в России

Падение мировых котировок на углеводородное сырье вкупе с антироссийскими санкциями Запада в ответ на «воссоединение Крыма» привели к тяжелому экономическому кризису в России.

Вследствие всего этого курс рубля обрушился не только по отношению к доллару и евро, но и к валютам других стран. И это создало уникальную ситуацию, когда заработная плата даже в небогатой Монголии стала привлекательной для российских педагогов.

А в Улан-Баторе россиянам в должности воспитателя детского сада предлагают зарплату в 2 000 тугриков или 70 000 рублей, а в школах зарплаты от 4 000 тугриков, что равно 140 000 рублей.

Система образование России, финансируемая сегодня в остаточном режиме, не способна дать достойную зарплату педагогам.

Например, в соседнем с Монголией российском регионе –Бурятии, она у опытных педагогов с полной нагрузкой составляет максимум 25 000 рублей, а чаще и того меньше.

Как видим, предлагаемая зарплата в Монголии, у педагогов выше, чем почти во всей России, за исключением разве что частных школ Москвы и Санкт Петербурга.

Оказывается в Монголии есть огромный спрос и на частных репетиторов, что является дополнительной возможностью для заработка педагогам.

Кабинет русского языка и литературы в  монгольской школе
Кабинет русского языка и литературы в монгольской школе

Хорошие условия и «культ учителя»

Отношение к учителям в Монголии не сравним с теми, что происходит в российских школах. Когда порой над учителем подростки могут просто издеваться, зная что наказан за срыв нервов будет только учитель.

В Монголии существует настоящий «культ учителя». Наши специалисты, попав в ту среду, чувствуют себя востребованными и нужными как детям, так и их родителям. Нет той бесконечной бумажной волокиты, которая висит домокловым мечом на родине. Можно отдавать себя любимому делу педагога в полной мере.

Трудовой договор монгольскими работодателями заключается на год. Затем может быть продлен бессрочно. Оформление приглашения на рабочую визу и регистрация на территории Монголии чаще всего производится за счет работодателя. Виза – за счет работника.
Предоставляется
бесплатное жилье.

В Монголии очень высок авторитет учителя, и нет вседозволенность учеников
В Монголии очень высок авторитет учителя, и нет вседозволенность учеников

Российские педагоги редко возвращаются на работу в школы на родине

Вернувшись домой, учителя становятся и здесь совсем другими. Свои права и квалификацию начинают ценить и дома.

Их уже не получится использовать в работе, не связанной с педагогической деятельностью, таких как субботники, ремонт школ, и тем более заставить стать агитаторами за какого-то чиновника или «партии власти».

«Став высококвалифицированными специалистами и приоткрыв для себя мир, они уже не размениваются на дешевые патриотические призывы, а ставят конкретные вопросы своим директорам. И в этом отношении оказываются весьма неудобными для школ», отмечает издание «Номер один» .

Да и сами вкусившие «сладкого пирога» педагоги не горят желанием возвращаться на работу в российскую систему образования с нищенской заплатой и хамским отношением к тяжелому труду учителей как со стороны государства, так и граждан России.

Поэтому чаще всего, поработав на родине, возвращаются вновь туда, где их ценят.

К хорошему привыкается быстро.

Спасибо, что дочитали до конца. Если Вам понравилось, то подпишитесь на наш канал или поставьте «лайк».

Почему Навального народ не понимает

Как живет русская деревня после прихода китайцев?

Почему Россия в лидерах по числу рабов?