Не было никого, кто мог сравниться с Вектором. Мы-то тогда, разумеется, совершенно ничего не знали о американской марке Vector, но магические цифры в характеристиках и космическая внешность автомобиля прекрасно делали своё дело. В результате, номер 110 менялся минимум на 2, а то и на 3 вкладыша. Если вообще менялся! Мне посчастливилось раздобыть свой экземпляр летом 90-года. Естественно, он есть у меня и сейчас.
Самый быстрый автомобиль в коллекции Турбо 2й серии. Шутка ли — 340 км/ч! Ни Тестаросса, ни 959, ни Кантач (простите, правильно говорить Кунташ…) близко не подбирались к такой запредельной цифре. Даже объект всеобщего поклонения в 90х — F40 — это лишь 324 км/ч. Но действительно ли Вектор был способен на этот подвиг? Или это происки турецких редакторов? Сегодня у нас есть ответ на этот вопрос. Давайте разбираться
О машине
Над этой статьёй я работал дольше обычного. Знаете почему? Мне просто не хотелось расставаться с Вектором. Он так увлёк меня. С каждой прочитанной публикацией я открывал его новые грани. Каждая из немногочисленных фотографий удивляла — у этой машины нет неудачных ракурсов! И каждый раз, погружаясь в данные, я удивлялся тому, как этот автомобиль, который на несколько десятилетий опередил своё время, мог остаться непонятым, недооценённым. Ведь именно он способен продемонстрировать, что мировая автопромышленность в эти последние десятилетия демонстрировала лишь иллюзию значительного прогресса.
Создатель компании Джералд Вайгерт отлично разбирался в аэродинамике, композитах и мощных двигателях. Герой нашего сегодняшнего рассказа — первый прототип Vector W2 (именно эта уникальная машина и представлена на вкладыше) построенный им ещё в 1978 году показал удивительные 389(!) км/ч на соляном озере Бонневиль. Если рекорд был бы зарегистрирован, то побить его удалось только гиперкару Кёнигсегг в 2005 году!
Тем не менее Вайгерта преследовал злой рок. Имея полностью работоспособный прототип, он никак не мог найти инвесторов. Возможность начать производство он нашёл лишь спустя 9 лет, в 1987 году.
Серийный, если серией можно назвать 22 произведенных суперкара, включая две предсерийные машины W2 и два прототипа будущих машин, автомобиль известен как W8 Twin Turbo.
W8 Twin Turbo
Красавец W8 вобрал в себя самое лучшее от W2, став интереснее внешне. Очень подробное описание можно прочитать в мартовском номере журнала Road & Track за 1991 год. Здесь я приведу лишь цитату:
With the engine on the edge of boost, I mash the large aluminum throttle pedal to the front bulkhead. Raw, immediate acceleration follows, the kind that forces blood from the tissues of your brain toward the back of your skull; the sort that makes you concentrate on a piece of road far ahead, because you’ll be there in the time it takes to sneeze.
Двигатель на грани тяги, и я вдавливаю большую алюминиевую педаль газа в панелью. За этим следует грубое, немедленное ускорение, такое, которое заставляет кровь из тканей мозга течь к затылку; такое, которое заставляет вас сосредоточиться на участке дороги далеко впереди, потому что вы будете там за то время, которое нужно чтобы чихнуть.
Douglass Cott, Road & Track
Характеристики
Все данные вкладыша верны! Vector W2 прост, гениален и чертовски эффективен. Его сердце — огромная 5,7 литровая восьмёрка Chevrolet Small Block 350, как на Camaro SS 1968 года, оснащена двумя турбонаддувами с интеркулерами, из-за чего мощность выросла с 300 до 629 л.с. Двигатель сблокирован с тресхтупенчатой автоматической коробкой GM THM 425, претерпевшей некоторые доработки. Простые агрегаты с большим запасом надёжности сделали Вектор машиной крепкой, что совершенно несвойственно для суперкаров и того и нынешнего времени.
Скелет Вектора — самая технологически сложная часть машины — это алюминиево-карбоновый монокок с обширным применением ячеистых структур из композитов в деформируемых зонах, благодаря чему автомобиль успешно прошел все необходимые испытания на безопасность.
Подвеска проста, как и двигатель. Спереди — независимая двухрычажная. Сзади — труба Де Диона с четырьмя продольными рычагами, которые шли к перегородке между салоном и отсеком двигателя.
Факты
- Vector W2 — самый «долгоиграющий» прототип в истории. От его постройки (1978) до начала производства серии машин (1987) прошло 9 лет.
- Пробег автомобиля с вкладыша составляет 161000 км!
- В настоящее время автомобиль разобран и хранится вместе с другим оборудованием на базе компании Vector.
- Стоимость нового автомобиля составляла $283,750
- В 2014 году на аукционе Sotheby за $275000 был продан Вектор из фильма Rising Sun (кадр на фото выше).
В играх
Недооцененность Вектора сказывается на его невысокой востребованности у разработчиков игр. Официальное присутствие можно наблюдать лишь в игре Grand Turismo 2 1999 года.
Модельки
Vector W2 не очень популярен у производителей масштабных моделек. Мне удалось найти несколько наборов для самостоятельной сборки из пластика и бумаги. Довольно качественную модель предлагал производитель Bang Seng в 2х цветах — серебристый и красный.
А вот W8 — более популярен. Самую умилительную — маштинка от Hot Wheels. Ниже на фото сразу две модели W8 и её поздний вариант М12.