Наверное, каждый, учась в школе, сталкивался с такой ситуацией: учитель проверил работу и объявляет оценки, хвалит тех, кто хорошо справился, и с соответствующей интонацией сообщает результаты ребят, которые не особо преуспели. Первые получают мотивацию к дальнейшей работе, а вторые? С большой вероятностью расстраиваются, обижаются и на дурацкие задания, и на глупую учительницу, и вообще на всю систему образования. Тем, кому повезло, родители скажут, что не нужно сравнивать себя с другими, что у каждого свои таланты, свой путь, и они действительно правы. В этой статье я хочу привести еще несколько аргументов в пользу такого подхода.
Лимбическая система
За мотивацию и способность к обучению отвечает лимбическая система - совокупность структур мозга, располагающаяся с двух сторон таламуса. Там находятся центры удовольствия, которые регулируют нашу деятельность, побуждают нас к определенным действиям. Особенности строения лимбической системы определяют, как человек будет маневрировать между искушениями, например, будет следить за своим питанием или налегать на сладкое, как только ему захочется, постоянно отвлекаться на телефон или фокусироваться на работе. Поэтому кому-то легко выполнять домашние задания, а кто-то должен прикладывать больше усилий к тому, чтобы просидеть пару часов за учебниками.
Культурный капитал
Придя в первый класс, дети уже значительно различаются в уровне подготовки, и дело тут даже не в элитных садиках. В ХХ веке Пьер Бурдье, французский социолог, ввел понятие культурный капитал, в него входят все наши знания и умения. Дети из более обеспеченных семей, как правило, обладают большим культурным капиталом. Связано это с тем, что их родители, с большой вероятностью, более образованы и могут дать ребенку больше знаний об окружающем мире и обществе, даже не подозревая об этом. В домах этих семей больше книг, и дети с раннего возраста учатся с ними обращаться, возможно, обращают внимание и на содержание. В интерьере есть объекты искусства, которыми ребенок может поинтересоваться. Также эти семьи больше путешествуют, у детей формируется представление о других культурах. Таким образом, чем выше доход семьи, тем шире у ребенка кругозор, больше прикладных знаний, которые могут пригодиться для учебы. Конечно, есть и исключения, но общая тенденция такова.
Языковые коды
Еще один аргумент, перекликающийся с предыдущим - использование более образованными и более обеспеченными родителями сложных языковых кодов. Концепция языкового года принадлежит британскому социологу Бэзилу Бернстайну. Ее суть заключается в том, что дети, которые воспитываются в бедных семьях, в своей речи используют более простые слова, реже используют абстрактные категории, что затрудняет учебу в школе. Ребятам, чьи родители менее образованы, труднее воспринимать материал, осваивать многие школьные предметы.
Конечно, не стоит после этого перекладывать вину за свои неудачи на родителей. Моей целью было показать, как много факторов, о которых вы, возможно, не задумывались, влияют на ваше состояние в настоящем времени. Помните, что если нельзя изменить ситуацию, то можно поменять свое отношение к ней. Удачи!