Найти тему

Ревизорро в лавке необъяснимых артефактов, часть 1: Яньшаньские мегалиты

... памятник истории, известный гигантской незавершенной стелой, еще одним поражающим воображение строительным проектом императора Юнле
... памятник истории, известный гигантской незавершенной стелой, еще одним поражающим воображение строительным проектом императора Юнле
-2

1. Предмет рассмотрения

На горе Яньшань (она же - Яньмэн Шань, высота 140 м), в 15 км к востоку от города Нанкин располагается Яньшаньский карьер. Эта древняя каменоломня использовалась в течении нескольких веков как источник известняка для построек в городе. Сейчас это памятник истории, известный гигантской незавершенной стелой, еще одним поражающим воображение строительным проектом императора Юнле. Знаменитый флот Чжен Хэ и существующий по сию пору Запретный город – это тоже были грандиозные амбициозные начинания Юнле, сына императора Чжу Юаньчжана.

Чжу Юаньчжан (1328—1398) был весьма примечательной личностью. Деревенский бедняк, полевой командир времен повстанческой войны с монгольским игом, в 1356 г. взял одну из древних столиц, Нанкин. К началу 1368 года Чжу Юаньчжан уже избавился от всех коллег по борьбе и объявил себя первым императором нового государства — Империи Мин. Нанкин стал его столицей.

Для своих умерших в бедности родителей Чжу Юаньчжан он без промедления выстроил царского уровня мавзолейный комплекс Хуанлин («Императорская гробница») в их родной деревне. Для себя он в 1381 году начал строительство мавзолея возле Нанкина. Строительство заняло около 30 лет, до 1413 г. Правил к этому времени уже его сын Юнлэ.

В 1405 г император Юнлэ заказал для мавзолея своего отца Сяолин огромную, намного превосходящую все, что когда либо было под небесами, стелу.

Общий вид на каменоломню.     (*)
Общий вид на каменоломню. (*)

В соответствии с канонами возведения мемориальных стел из подходящих участков массива горы Яньшань были высечены (но не до конца отделены от скалы) три отдельные части:

Основание (пьедестал): длина 30,35 м, ширина 13,0 м, высота 16,0 м. Массу пьедестала оценивают в 16250 тонн (т.е. получается, что объемная плотность местного известняка равна 2574 кг/куб. м).

Пьедестал    (*)
Пьедестал (*)

Тело стелы (обелиск): длина 49,4 м, ширина 10,7 м, высота 4,4 м. Масса обелиска – «около 8800 тонн».

Если же взять в качестве окончательных размеров этого каменного изделия указанные габариты и плотность материала 2574 кг/куб. м, то получается, что обелиск весит примерно 5990 тонн. Разночтения возникают, видимо, из-за разных предположений по поводу окончательного оформления нижнего и верхнего концов этой пока еще не отделенной от скалы полузаконченной заготовки.

Обелиск, вид слева-сверху.   (*)
Обелиск, вид слева-сверху. (*)
Обелиск, вид снизу-от скалы (она справа).   (*)
Обелиск, вид снизу-от скалы (она справа). (*)
Обелиск, вид снизу, вдоль левой кромки.   (*)
Обелиск, вид снизу, вдоль левой кромки. (*)
Обелиск, вид снизу, технологическое «ущелье» для каменотесов между ним и скалой (она слева).   (*)
Обелиск, вид снизу, технологическое «ущелье» для каменотесов между ним и скалой (она слева). (*)

Навершие стелы (украшенная драконами корона) : длина 20,3 м, ширина 8,4 м, высота 10,7 м. Массу короны оценивают в 6120 тонн.

Более аккуратно сделанные прикидки дают реальную массу примерно 4000 тонн. Но даже это приблизительно в 2,85 тяжелее Гром-Камня (абсолютный рекорд в истории человечества по горизонтальной транспортировке без использования машинной энергии, груз в 1400 тонн, перемещен на 20 верст, 1770 г.) – и в 2,70 раза тяжелее самого большого из обнаруженных, но не перемещенных баальбекских мегалитов.

Корона (на заднем фоне обелиск).    (*)
Корона (на заднем фоне обелиск). (*)
Корона, вид с торца. Хорошо видны оставленные каменные «соски» («боссы»)    (*)
Корона, вид с торца. Хорошо видны оставленные каменные «соски» («боссы») (*)

Успешно законченная Стела, как предполагают эксперты, могла бы иметь высоту как минимум 73 метра.

2. Существующие мнения

2.1. Бескрылая ортодоксальная наука:

Археологи полагают, что после окончания почти всех работ по изготовлению трех частей стелы инженеры императора вдруг осознали, что они не смогут хотя бы переместить их из каменоломни к месту установки, к мавзолею Сяолин. И тем более – смонтировать эти архитектурные детали в задуманное архитектурное творение.

И проект был заброшен. Императору пришлось удовлетворить свои устремления 8,78-метровой стелой в павильоне Сыфанчэн. Это почти вдвое меньше 16,95-метровой стела под названием «Ван Рен Чу» в городе Цюйфу (воздвигнута в начале XII века, во времена династии Сун).

Павильон Сыфанчэн, стела императора Юнлэ.   Фото: Wang Leon, China   (*)
Павильон Сыфанчэн, стела императора Юнлэ. Фото: Wang Leon, China (*)

2.2. Увлекательный неофициоз:

Странно, что яньшаньские неподъемные чудеса за гранью фантастики в совершенно недостаточной мере эксплуатируются приверженцами всевозможных альтернативных представлений, «працивилизационных» и «внеземных», о столь неоднозначном и многострадальном прошлом нашей планеты. Только отдельные их представители обращают свои взоры, от которых совершенно ничего не в состоянии скрыться, на чудовищные объекты в далекой китайской каменоломне – и, понятное дело, привычно разводят руками: «я не в состоянии понять, как это было сделано и как со всем этим дальше собирались поступить его создатели».

После этого они возводят очи горе и провозглашают свой (до тоски зеленой бескрылый и всегда одинаковый) вердикт: конечно же, это дело рук не человека, не этих примитивных древних обитателей Поднебесной, а сами понимаете кого.

3. Точка зрения Мернесета

Но дело гораздо проще и очевиднее. Жил-был когда-то новоиспеченный «self-made»-император по имени Чжу Юаньчжан, и оказались в его безраздельном распоряжении огромные материальные и человеческие ресурсы, и страдал он от почти неизбежных в такой ситуации синдромов «из грязи – в князи» и «постсоветский нуовориш». И приказал он понастроить много чего грандиозного, полезного и не очень, и были у него сыновья, и стал четвертый из них, по имени Юнле, тоже императором, и повелел он в честь своего отца (похвальное и по-человечески вызывающее симпатию желание) воздвигнуть тоже что-то поистине небывалое и еще более грандиозное, в память и во славу - то, что и спустя тысячелетия никто и нигде не сможет превзойти.

В другой древнейшей цивилизации такими уникальными объектами стали грандиозные дашурские/ гизехские пирамиды и Асуанский обелиск. В Китае середины второго тысячелетия нашей эры таким Чудом должна была стать Стела возле мавзолея Сяолин.

Как известно, для Самых Главных Начальников нет ничего невозможного. Захочет – и все семь раз в день будут делать физзарядку. Пожелает – гарем персон эдак на двенадцать, нет, лучше на сто двадцать. Захочет - суп ему подадут, который в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа (откроешь крышку – пар, подобного которому совершенно невозможно сыскать в природе). Захочет – например, арбуз невиданного размера и аромата, в семьсот рублей арбуз. А захочет – самое огромное цельнокаменное диво. Наверное, комплексы нуовориша и неограниченного властителя все-таки передаются по наследству, обогащаясь по дороге привычками «золотой молодежи», не омрачаемыми излишними знаниями и общей образованностью. Результатом стало то, что Юнле повелел своим специалистам сделать то, что ему захотелось заказать.

Как известно, с царями спорить трудно и очень вредно для здоровья: своего и своих близких. И испокон веку известен очень полезный для исполнителей принцип, который в наши времена чаще всего звучит примерно как «дабы не было последующего галдежу – делай всё по чертежу». Как сказано было начальством – так и сделай. Заложенные в приказ ошибки волей-неволей повиснут на том, кто этот приказ отдавал. Китайские мастера, сведущие в делах с камнем и в реальных строительных работах, взяли под козырек и в точности выполнили то, что им было велено сверху. В конце концов, чем данная работа хуже любой другой: зарплата идет, награды радуют, ресурсы и рабочие руки (главным образом заключенные) поступают бесперебойно и по первому требованию.

Не думаю, что китайские специалисты того времени не понимали, что любые идеи с горизонтальной транспортировкой таких монстров (и тем более – с последующим подъемом двух верхних частей) заведомо обречены. Даже если бы все происходило не среди гористых неровностей у Яньшаня, а на ровной и гораздо более просторной местности. Прежние транспортировки известняка из этого карьера не в счет, никакие десятки тысяч верблюдов уже не решат проблемы с 16250+5990+4000=26240 тоннами, количество сейчас явно перешло в новое качество. Но, повторим, нарушать субординацию (это же Китай тех времен) и тем более спорить с царями - это себе дороже.

Результат сейчас мы все видим в яньшаньской каменоломне. Именно на этом этапе работ даже императору стало ясно, что он вляпался в ту же ситуацию, что и Робинзон Крузо со своей слишком большой лодкой из чрезмерно большого дерева.

Немного объективной информации из области физики и простейших (не примитивных, а именно первичных, простейших на уровне простодушной гениальности) ручных приемов обращения с мегалитами:

На горизонтальной сухопутной дороге один транспортный рабочий сможет справиться примерно с 3 – 5 тоннами веса крупного мегалита. Для готовившихся в путь 1000…1500-тонных баальбекских мегалитов и даже для Асуанского обелиска понадобилось бы от четырех до пяти-шести сотен человек, не больше. Потому что древние мастера действовали грамотно, самые крупные их каменные мобильные монолиты всегда были удлиненными. Здесь поворотному скольжению классической (применяется даже сейчас для спуска кораблей на воду) пары «дерево – бараний жир – дерево» очень помогало то, что мегалит сам по себе является рычагом. Если же груз придется двигать иначе, не попеременными, со стороны на сторону, небольшими поворотами на точке контакта с дорогой, а просто по прямой, то эффект рычага исчезает и каждый из рабочих будет в состоянии тянуть не более сотни-полутора своих килограммов неделимого веса мегалита. И это – в лучшем случае, когда дерево между грузом и шероховатой дорогой не оказалось просто раздавленным в труху.

Так что 16250-тонному пьедесталу изначально ничего не светило: даже двухсоттысячная толпа несчастных китайских бурлаков не смогла бы протащить его даже на несколько метров. С физикой спорить еще бесперспективнее, чем с императорами.

Остаются только хорошо знакомые многочисленным альтернативным мыслителям и нежно любимые ими инопланетные гастарбайтеры с их летающими тарелками особо высокой грузоподъемности.

Но их Юнле, похоже, так и не дождался.

- - -

(*) иллюстрация из интернета, из открытых источников

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.