Всем привет!
Продолжаем публиковать карикатуры советских лет, и сегодня у нас необычный, особенный выпуск. Мы покажем вам рисунки, которые не просто были опубликованы в «Крокодиле», но и выставлялись в рамках выставки «Карикатура на службе соцстроительства» в Третьяковской галерее. Всего было выставлено пятьсот работ. Мы же покажем вам всего лишь малую часть – 7 штук. Посмотрим?
«ПАЦИФИСТ»
Очень эмоциональная и трогательная фотокарикатура, где изображен политик, который, с одной стороны ратует за мир, а с другой – так или иначе оказывает военную или иную поддержку одной из воюющих сторон в каком-нибудь вооруженном конфликте. Времена идут, а ничего не меняется. Полагаем, что вы без труда вспомните несколько политиков, которые являются такими вот «слезливыми пацифистами».
«ПРИСТРОИЛСЯ»
Были в Союзе такие «труженики» и лентяи, которым довелось оказаться в трудолюбивом рабочем коллективе. Вот так и получалось, что эти типы «на чужом горбу в рай въезжали».
ЗАПУГАЛИ!
На страницах зарубежной прессы СССР начали демонизировать еще задолго до начала холодной войны. Вот художник и создал рисунок, где приехавший в Союз иностранец, запуганный родными журналистами, ходит по улице с большой опаской. Сила пропаганды удивительна. Ведь с ее помощью в головы людей можно вкладывать любые идеалы и стереотипы.
НАБОЖНЫЕ БИБЛИОТЕКАРИ
Оказалась на выставке и эта карикатура, ославившая одну из библиотек Самары на весь Союз. А причина попадания «под прицел» «Крокодила» заключалась в том, что работники этого заведения активно предлагали читателям литературу на религиозную тематику, а сочинения Ильича – вовсе убрали в архив.
КРИТИКА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Ж/Д ТЕХНИКИ
Обращал внимание «Крокодил» и на конфликтные ситуации между предприятиями и ведомствами. В частности, данная карикатура иллюстрирует то, что Народный комиссариат путей сообщения был не совсем доволен тем, что поставляли изготовители подвижных железнодорожных составов. Но, судя по всему, изменить ситуацию не мог.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СВОИ ВЕЩИ
Карикатуристы обращали внимание и на совсем уж обыденные бытовые особенности советской жизни конца 20-х – начала 30-х. Очевидно, речь о том, что некоторым гражданам было свойственно в спешке забывать на перронах вокзалов какие-нибудь вещи. В наши же дни такое стало редкостью. Все-таки повнимательнее стал народ следить за своим имуществом.
ВРЕМЯ ИДЕТ, ГЕРОИ МЕНЯЮТСЯ
Не до конца понятно, что хотел сказать художник этим рисунком. Мы можем предложить только одну интерпретацию. Суть ее в том, что при царе первым парнем на деревне был гармонист, а при советской власти таковым стал тракторист – человек труда.
Подводя итог всего написанного выше, следует заметить, что советская власть умело использовала карикатуру для влияния на общественное мнение. Именно по этой причине она способствовала созданию и развитию сатирических изданий и даже организовала в 1932 году масштабную выставку работ художников-карикатуристов, приуроченную к десятилетию «Крокодила». И организовала не где-то, а в знаменитой Третьяковской галерее!
Спасибо за внимание! Если вам понравился материал, посмотрите похоже статьи:
1. Сатира прямиком из «Крокодила».
2. Гении советской карикатуры.
3. 1956-й год в рисунках «Крокодила».
4. 8 злободневных карикатур из журнала «Крокодил».
5. Последние годы СССР в рисунках художников-карикатуристов.
Источник: Иллюстрированный каталог: «Карикатура на службе социалистического строительства» М., Изд. ЦК ВКП (б) «Правда», 1932.