В процессе установки Синк 3 на своей машине я столкнулся с необходимостью покупки запчастей на разборках за границей.
Почему на разборках? Потому что дешевле. Цена на новые детали иногда находятся на очень высоком уровне, на разборке же можно приобрести детали за треть-половину стоимости. Естественно, есть вопросы с гарантией, износом и т.д. но я к этим рискам готов.
Почему заграницей? Выбор шире, есть запчасти, которых в России в принципе быть не может из-за того, что комплектации с определенными опциями у нас отсутствуют в принципе – например, адаптивный круиз-контроль на Мондео 5.
Естественно, в процессе поиска запчастей я наткнулся на польский сайт Аллегро (allegro.pl). Ниже я опишу особенности покупки и взаимодействия с продавцами на этом сайте, а также свои впечатления от покупок.
Про процесс регистрации, поиска позиций на сайте ничего говорить не буду. Google Chrome с встроенным переводчиков вам в помощь – там никаких подводных камней нет.
А вот процесс покупки опишу детальнее:
Наличие подобного способа оплаты отображается в разделе «Доставка и оплата». По-русски через Chrome отображается как «аллегро», на польском PayU. Продавцы в отношении PayU иногда используют термин «allegro wplata» - учитывайте это при общении.
- Allegro это не площадка торговли в чистом виде как то же Алиэкспресс. Поэтому до контакта с продавцом не спешите ничего оплачивать – товара может не оказаться в наличии, тогда придется заниматься возвратом денежных средств.
- в Аллегро нет встроенного чата с продавцом. Есть только форма отправки запроса на e-mail продавца через интерфейс Allegro.pl. Если продавец ответит, то все последующее общение происходит напрямую миную Аллегро.
- далеко не все продавцы охотно идут на контакт по e-mail – так что ответа можете и не дождаться. Учитывая что для покупки товара контакт с продавцом очень желателен, я бы сказал необходим, приходится решать этот вопрос.
Как правило, продавец оставляет свой телефон в объявлении и настоятельно просит уточнять информацию по телефону. Если владеете польским – можете позвонить на указанный номер и уточнить все вопросы в режиме онлайн. Телефонный код Польши «+48» - этот префикс нужно добавить к указанному телефону.
Если польским не владеете можно воспользоваться онлайн-переводчиками и мессенджерами WhatsApp или Viber, попробовав найти абонента с указанным телефоном. Если не повезет и теелфона в мессенджерах не останется – придется решать вопрос иначе:
- искать аналогичный товар у другого более контактного продавца
- связаться с продавцом по телефону, если позволяет знание языка
- обратиться к посредникам
Если связаться с продавцом удалось и все вопросы улажены можно приступать к оплате.
Что имеет смысл спросить у продавца? Прежде всего узнать у продавца все принципиальные вопросы:
- номер детали, если нет на фото
- ее работоспособность, внешнее состояние, состояние креплений. С одной стороны есть фото, с другой – я предпочитаю задавать такие вопросы для самоподстраховки.
- в принципе все, что считаете для себя важным, полезным и влияющим на ваш выбор
- можно запросить дополнительные фото или видео
И только если полученные ответы вас устраивают можно переходить к вопросу «отправляет ли продавец товар в Россию и сколько это стоит».
Почему именно так? Вопрос с доставкой сугубо технический: если не отправляет продавец, всегда можно воспользоваться услугами посредника – вопрос в цене и устроит ли она вас. А если продавец по каким-либо причинам не отправляет товар в Россию, то с большой долей вероятности ваши остальные вопросы он проигнорирует, чтобы не тратить время.
Если контакт с продавцом удался, все устраивает, то самое время узнать о стоимости доставки в Россию. Я спрашиваю полную стоимость товара: иногда продавцы называют итоговую сумму к оплате, иногда прибавку к цене на Allegro. Если что-то непонятно – уточняйте у продавца.
Далее производите оплату и ждете отправки товара продавцом.
Зачем нужен трэк-номер? Уведомление по трэк-номеру мне приходит дня на два быстрее чем уведомление в почтовый ящик. Плюс отслеживать посылку можно по трэк-номеру и в случае чего инициировать розыск.
Перемещения по Польше лучше отслеживаются через Польский сервис, по России через Российский, что в общем-то естественно. К тому же приложение Почты России оповещает с помощью push-уведомлений, когда посылка прибыла в отделение связи и готова к получению. Теоретически сервис должен по адресату посылки распознавать и вас уведомлять, но на моей практике такого еще не было - учитывая, что привязка идет по ФИО я бы сильно на такой сервис не рассчитывал. Зато по трэк-номерам уведомления работают отлично.
Подведем некоторые итоги.
Преимущества покупки запчастей в Польше:
- Большой выбор
- Приемлемые цены (как правило, дешевле аналогичных новых запчастей)
- Есть запчасти, которых нет в России
- Отработанная технология доставки, хорошая упаковка товара
- Быстрая доставка – мне посылки приходили в среднем за 2 недели
Недостатки/особенности:
- Не всегда легкий контакт с продавцом. Иногда связаться не удается в принципе
- Не все продавцы отправляют товар в Россию
- Наличие товара на сайте не гарантирует его наличия в реальности
- Непонятно есть ли система защиты покупателя на случай мошенничества со стороны продавца
- Стандартные риски для удаленной покупки и/или покупки б/у товара – нужно понимать, что гарантий никаких нет.