Если речевое развитие не укладывается в нормы, необходимо обратиться за консультацией к педиатру и неврологу. Возможно, доктора назначат дополнительное обследование, проверят слух. В случае, когда не выявлено физиологических нарушений, ускорить речевое развитие ребёнка можно в домашних условиях.
Активизация гуления
При общении малышу необходим тактильный контакт: поглаживание, щекотание. Речь взрослого, улыбка, тактильно-двигательная стимуляция провоцируют появление ответной улыбки и гуления. Для стимуляции речевой активности подходят следующие приемы:
- Привлечение внимания к лицу взрослого. Можно позвать ребёнка, пощелкать языком или подуть, дожидаясь фокусировки взгляда ребёнка.
- Употребление в разговоре звуков, напоминающих воркование.
- Повторение звуков, произносимых ребёнком. Певучесть и плавность речи стимулируют внимательность, прислушивание к интонации.
- Паузы при общении дают ребёнку проявить себя. О готовности к коммуникации свидетельствует взгляд ребёнка, улыбка и различные звуки.
Иногда ребёнок отказывается от общения в силу усталости, о которой говорит о ведение взгляда, закидывание рук за голову, поворот, зевание.
Стимулирование лепета
Лепетная речь развивается около полугода, когда ребёнок может находиться в сидя ем положении. Удобная поза ребёнка и контакт лицо к лицу позволят настроиться на общение. Чтобы у ребёнка стали появляться согласные звуки можно выполнить следующие действия:
- Во время произнесения гласного звука положить палец под нижнюю губу малыша. Губы смыкаются и у ребёнка получается слог «Ба».
- Использование различных игрушек, позволяющих создать дополнительные смычки в ротовой полости.
- Имитация лепета, сохраняющая темп и высоту речи ребёнка. При произношении необходимо привлекать внимание малыша к губам.
Эффективностью обладает и прослушивание младенцем лепетной речи другого ребёнка. При произнесении ряда слогов «ма-ма-ма» можно совершать подпрыгивания на мяче либо коленях.
Ускорение речевого развития в 1,5 – 3 года
В младшем возрасте занятия по формированию связной речи позволят ребёнку активизировать речевую функцию, расширить словарный запас. Для ускорения развития речи специалисты предлагают следующие способы:
- Устранение предметов, мешающих речевой активности. Так, дети, не расстающиеся с соской длительный период, начинают говорить позже сверстников. Это связано с аномальным развитием мышц языка и губ.
- Расширение словарного запаса. Проговаривание названий предметов необходимо сопровождать демонстрацией. Нагружать ребёнка сложными словами не следует, а непонятные слова нужно объяснять доступным языком.
- Развитие речи проводится в игровой форме, в доброжелательно атмосфере.
- Выполнение гимнастики для языка – щелканье, цоканье, надувание щёк, облизывание губ.
- Повторение звуков и слогов друг за другом. Сначала взрослый повторяет за ребёнком, а потом малыш проговаривать звуки за мамой.
- Использование пальчиковых игр. Так как в головном мозге центр речи и координации пальцев рук находятся рядом, развивая мелкую моторику, удаётся активизировать речевую функцию.
- Если ребёнок просит какой-либо предмет с помощью указательное жеста, следует сделать вид, что взрослый не понимает. Малыш будет вынужден попытаться объяснить свое желание.
- Взрослый должен говорить слова правильно.
- Внимание к словам ребёнка, проявление интереса, похвала.
- Ежедневное чтение книг.
- Пение песен.
Основой развития речи является постоянное общение с ребёнком. При регулярных занятиях результат не заставит ждать. Если после самостоятельных занятий улучшения речи не последовало, необходимо обратиться за помощью к логопеду, который сможет выявить проблему и подобрать пути преодоления.