Найти тему
РЕЧЬ-PRO

10+ способов ускорить речевое развитие ребёнка

Если речевое развитие не укладывается в нормы, необходимо обратиться за консультацией к педиатру и неврологу. Возможно, доктора назначат дополнительное обследование, проверят слух. В случае, когда не выявлено физиологических нарушений, ускорить речевое развитие ребёнка можно в домашних условиях.

Активизация гуления

При общении малышу необходим тактильный контакт: поглаживание, щекотание. Речь взрослого, улыбка, тактильно-двигательная стимуляция провоцируют появление ответной улыбки и гуления. Для стимуляции речевой активности подходят следующие приемы:

  • Привлечение внимания к лицу взрослого. Можно позвать ребёнка, пощелкать языком или подуть, дожидаясь фокусировки взгляда ребёнка.
  • Употребление в разговоре звуков, напоминающих воркование.
  • Повторение звуков, произносимых ребёнком. Певучесть и плавность речи стимулируют внимательность, прислушивание к интонации.
  • Паузы при общении дают ребёнку проявить себя. О готовности к коммуникации свидетельствует взгляд ребёнка, улыбка и различные звуки.

Иногда ребёнок отказывается от общения в силу усталости, о которой говорит о ведение взгляда, закидывание рук за голову, поворот, зевание.

Стимулирование лепета

Лепетная речь развивается около полугода, когда ребёнок может находиться в сидя ем положении. Удобная поза ребёнка и контакт лицо к лицу позволят настроиться на общение. Чтобы у ребёнка стали появляться согласные звуки можно выполнить следующие действия:

  • Во время произнесения гласного звука положить палец под нижнюю губу малыша. Губы смыкаются и у ребёнка получается слог «Ба».
  • Использование различных игрушек, позволяющих создать дополнительные смычки в ротовой полости.
  • Имитация лепета, сохраняющая темп и высоту речи ребёнка. При произношении необходимо привлекать внимание малыша к губам.

Эффективностью обладает и прослушивание младенцем лепетной речи другого ребёнка. При произнесении ряда слогов «ма-ма-ма» можно совершать подпрыгивания на мяче либо коленях.

Ускорение речевого развития в 1,5 – 3 года

В младшем возрасте занятия по формированию связной речи позволят ребёнку активизировать речевую функцию, расширить словарный запас. Для ускорения развития речи специалисты предлагают следующие способы:

  • Устранение предметов, мешающих речевой активности. Так, дети, не расстающиеся с соской длительный период, начинают говорить позже сверстников. Это связано с аномальным развитием мышц языка и губ.
  • Расширение словарного запаса. Проговаривание названий предметов необходимо сопровождать демонстрацией. Нагружать ребёнка сложными словами не следует, а непонятные слова нужно объяснять доступным языком.
  • Развитие речи проводится в игровой форме, в доброжелательно атмосфере.
  • Выполнение гимнастики для языка – щелканье, цоканье, надувание щёк, облизывание губ.
  • Повторение звуков и слогов друг за другом. Сначала взрослый повторяет за ребёнком, а потом малыш проговаривать звуки за мамой.
  • Использование пальчиковых игр. Так как в головном мозге центр речи и координации пальцев рук находятся рядом, развивая мелкую моторику, удаётся активизировать речевую функцию.
  • Если ребёнок просит какой-либо предмет с помощью указательное жеста, следует сделать вид, что взрослый не понимает. Малыш будет вынужден попытаться объяснить свое желание.
  • Взрослый должен говорить слова правильно.
  • Внимание к словам ребёнка, проявление интереса, похвала.
  • Ежедневное чтение книг.
  • Пение песен.

Основой развития речи является постоянное общение с ребёнком. При регулярных занятиях результат не заставит ждать. Если после самостоятельных занятий улучшения речи не последовало, необходимо обратиться за помощью к логопеду, который сможет выявить проблему и подобрать пути преодоления.