Сегодня я хочу представить вам спектакль «Лебединое озеро» в исполнении Цюрихского балета, в постановке Хайнца Шпёрли.
Балет «Лебединое озеро» появился в 1877 году в Москве, и с этого момента началось его триумфальное шествие не только на российской сцене, но и по всему миру. Этот спектакль один из самых исполняемых во всем мире, но, к сожалению, из-за того, что Петр Ильич Чайковский писал свою партитуру на сюжет, который достаточно сложно воспроизвести на сцене, он не сам придумывал, конечно, сюжет, он написал музыки очень много, написал ее достаточно неудобно для балетмейстеров, которые ставят классические спектакли, то по сей день каждый балетмейстер, который делает свою версию, так или иначе искажает и сюжет, и естественно хореографию.
В 1895 году, к годовщине смерти Петра Чайковского, Мариус Петипа вместе с балетмейстером Львом Ивановым поставил свою версию этого спектакля. И с этого самого дня, так или иначе, существуют самые различные версии именно этого спектакля.
Каждый балетмейстер забывает о том, что второй акт поставлен Львом Ивановым, всегда указывают в программке исключительно Мариуса Петипа, хотя ко второму акту он не имеет никакого отношения. Так и Хайнц Шпёрли пишет о том, что он поставил свой спектакль по хореографии Мариуса Петипа, при том, что там использовано много хореографии Льва Иванова.
Все западные балетмейстеры почему-то считают, что надо уйти от русской классики, обязательно «подчистить», как они на это указывают, все классические спектакли именно от «русского духа», от русского наследия. Очень странно, почему это так происходит. При этом оставляя в спектакле самые, выражаясь сегодняшним языком, хитовые произведения.
Версия, о которой я сегодня хочу рассказать, – это уже третья в истории балетмейстера Хайнца Шпёрли. Сначала он поставил классический вариант, затем он решил переделать и поставил вариант, где все происходит в балетном зале. Танцовщики и танцовщицы влюбляются в друг друга, а этому противостоит педагог, который является как бы «злым гением».
В 2002 году он заново вернулся к классическому варианту, при этом убрав всю пантомиму. Он писал, что очень не любит, когда в классических спектаклях есть какие-либо мизансцены, какая-либо пантомима. Но канва – та, которую когда-то задумал Мариус Петипа. Если лебединые сцены – это постановка Льва Иванова, то, конечно, основное па-де-де Одиллии и Принца тоже идет в постановке Мариуса Петипа. Но за годы существования этого спектакля сказать точно, что конкретно поставил Петипа или Лев Иванов, уже невозможно, потому что каждое поколение добавляло те или иные элементы, меняло, прибавляло, убавляло, техника увеличивалась и так далее. Единственное, что мы можем точно сказать, что впервые на сцене, уже как трюк, 32 фуэте было исполнено Пьериной Леньяни в «Лебедином озере» уже обязательно, потому что впервые она этот трюк исполнила в балете «Золушка», но для «Лебединого озера» было сделано уже канонически, что обязательно должно быть 32 фуэте.
Хайнц Шпёрли родился в Базеле. Всю свою творческую деятельность провел в Европе, работая в разных коллективах. Затем возглавил сначала театр в Базеле, потом работал в других европейских театрах, и наконец стал руководить балетом Цюриха. Его спектакли идут на разных европейских сценах, имеют очень большой успех. Он часто обращался к классическим произведениям, таким как «Тщетная предосторожность», «Сон в летнюю ночь», о которых мы еще обязательно поговорим.
Партию Принца Зигфрида исполняет Станислав Ермаков, выходец из Таллина, и партию Злого гения исполняет Арсен Мехрабян, танцовщик, выходец из Еревана, а за дирижерским пультом стоит маэстро Федосеев, один из величайших дирижеров современности.
Главную героиню исполняет Полина Семионова. Эта танцовщица – выпускница Московской академии хореографии по классу Софьи Головкиной. Сразу после выпуска уехала в Берлин, работала в Берлинской государственной опере и являлась одной из основных европейских звезд.