Найти в Дзене
antyhype science

Историческая действительность и ее несоответствие в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"

Первые демонстрации фильмов в России появляются в конце XIX– в начале XX века. Именно в это время создаются киношколы и киностудии – главная цель которых заключается в распространении исторического знания. Несмотря на то, что прошло уже более века после выхода первых исторических фильмов, появление новых кинематографических лент продолжается и по сей день.

Следует отметить, что в период развития кино в Советском союзе, на экранах кинотеатров появлялись удивительные фильмы, которые популярны и актуальны до сих пор, такие как «Женитьба Бальзаминова»(1964), «12 стульев»(1971), «Собачье сердце» (1988) и др. Несмотря на то, что советская киноиндустрия выпустила огромное количество разножанровых картин, особо хочется остановиться на такой известной советской кинокомедии, как «Иван Васильевич меняет профессию», снятой в 1973 году режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», где роль Ивана IV исполняет Ю.В. Яковлев.

Как правильно заметил Р.Г. Скрынников, фигура Ивана Грозного издавна и по сегодняшний день обращает на себя внимание поэтов и писателей, художников и музыкантов, кинематографистов и режиссеров . По мнению многих историков и деятелей культуры, фильм Леонида Гайдая, продолжает оказывать огромное влияние на восприятие зрителями положительного образа первого русского царя .

Вышеназванный фильм был снят в жанре кинокомедии, но одновременно в нем рассматриваются некоторые исторические факты, анализ которых говорит о вымышленных сюжетах, которые не соответствуют исторической действительности. Особо хочется остановиться, на восприятии одного из сюжетов фильма, посвященному «Большому царскому приему» шведского посла, которого играет С.Н. Филиппов.

-2

Важно отметить, что причина интереса к «Большому царскому приему» заключается в том, что именно в нем отражалось официальное представление о российской государственности, об идеологических и политических основах власти самодержцев, об их правах и обязанностях, о взаимоотношении с подданными . На наш взгляд, это наиболее значимая сцена, поскольку в ней показан не только обряд самого Ивана IV - но и его интерпретация. Данное мероприятие имело огромное значение и сопровождалась рядом церемониальных действий. На примере регалий, используемых в данной сцене, мы постараемся оценить и выявить ее несоответствие с исторической действительностью в этой кинокомедии.

Cправочно-энциклопедическая и историческая литература определяет термин регалии, как знаки царской, королевской и императорской власти. В литературе сложилось мнение, что в России императорскими регалиями являются: корона, cкипетр, держава, государственный меч, государственное знамя, большая государственная печать и государственный щит . Монаршие регалии входили в состав «Большого царского наряда», приуроченного явлению царя к народу. Для того, чтобы сопоставить и определить, какие именно атрибуты царской власти могли присутствовать в период правления Ивана Грозного, нам необходимо обратиться к периоду коронации этого московского князя, его предшественников и наследников.

Традиционно, cамо понятие коронация, подразумевается, как торжественное мероприятие, посвящённое принятию монархом символов принадлежащей ему власти . Этими действиями утверждалась сакральность особы государя как земного наместника Бога . Другими словами происходит так называемый чин венчания . Cамо слово «чин» в древнерусском языке означает «порядок» .

Ряд специалистов, занимающихся проблемами анализа обряда венчания на царство, отмечают, что непременным атрибутом коронации был так называемый филофеевский крест, впервые упомянутый в духовной грамоте 1428 года великого князя Василия, сына Дмитрия Донского. По существующему преданию, крест, или, как его иногда называли, икона, был привезен митрополитом Алексеем в 1354 году от константинопольского патриарха Филофея великому князю Ивану Даниловичу Калите . Крест заключал в себе частицы древа того креста, на котором, по преданию, был распят Христос и который мог оживить мертвого. Поэтому его называли еще животворящим. Важно отметить, что вышеназванный элемент венчания, в сюжете фильма отсутствует, что свидетельствует о вымышленном характере процедуры использования атрибутов власти.

-3

В экранизированной сцене фильма присутствует корона или шапка Мономаха, т.е. головной убор или наголовье , служащее признаком известной власти и формою своею определяющие звание, сан, титул, а иногда и заслуги лица, кому они принадлежат . В использование «шапки Мономаха», можно найти, вещественное выражение идеи исторической преемственности . По мнению исследователей, своему происхождению корона обязана так называемому венку или венцу, и его разновидностям . Венцы символически передают, во-первых, честь и славу мученических венцов, во-вторых, они являются и венцами Царства Божия . Венец Христа – символ царской власти, символ богоизбранности и легитимности власти .

Согласно имеющейся информации, после торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле, митрополит Макарий возложил на голову Ивана IV упомянутый царский венец . И благословил «Богом возлюбленного и Богом избранного», «Богом венчанного» православного царя .

На наш взгляд, необходимо более подробно остановится на анализе этого царского венца. Так, вышеназванный атрибут венчания на царство, упоминается в известном «Сказании о князьях Владимирских», где рассказывается, о том, что византийский император Константин Мономах, родной дед киевского князя Владимира Всеволодича Мономаха, прислал внуку свой царский венец – «шапку Мономаха» и все права на царский титул . Однако, cледует сослаться на мнение одного из самых авторитетных историков СССР В.Б. Кобрина, который писал, что названный головной убор, который называют шапкой Мономаха, на самом деле - золотая тюбетейка среднеазиатской работы, опушенная соболем и увенчанная уже в Москве крестом , подарок хана Узбека Ивану Калите, т.е. ее появление в России относится к XIV веку .

На сегодняшний день, мнения о происхождении венца различны. Часть историков считают, что шапка Мономаха была выполнена в Византии, другие относят ее к арабскому или арабо-египетскому искусству, третьи же утверждают, что это произведение среднеазиатской(бухарской) культуры.

В сцене посвященной приему шведского посла также есть сюжет, согласно которому так называемый князь Милославский, которого играет Л.В. Куравлев, помогает «исполняющему обязанности царя» в определении правильного использования других атрибутов царской власти, а именно скипетра и державы.

Традиционно в исторической литературе известно, что скипетр также принадлежит к древнейшим символам власти. Имеющиеся информация свидетельствует о том, что первообразом для него послужил пастушеский посох или жезл, ветви или ритуальные дубины . О сакральном характере власти русского государя как раз-таки свидетельствовал царский посох, который обладал типологическим сходством с архипастырским посохом .

Федор Иоанович
Федор Иоанович

По мнению большинства исследователей, в России впервые торжественное вручение скипетра царю встречается в чине венчания Федора Иоановича, но, по видимому, он был в употреблении и раньше . По рассказу англичанина Горсея, скипетр, служивший при венчании царя Федора Иоанновича был куплен еще Иваном IV .

Одним из атрибутов царской власти, который также присутствует в вышеназванном фильме, является золотой шар с крестом наверху. Данная регалия является неотъемлемым символом державной власти монарха и называется державой . Советский и российский лингвист В.В. Колесов писал, что согласно бытовавшим представлениям о божественной власти в XVI столетии, держава олицетворялась, как небесная сила, которая держит весь мир .

Ознакомившись с вышеназванным сюжетом в фильме и проанализировав различную историческую литературу, видно, что наличие упомянутой регалии в сцене фильма, не соответствует исторической действительности т.к., по одной из версий, первая держава русских царей была изготовлена европейскими ювелирами во второй половине XVI века и местом ее создания, возможно, является придворные мастерские Рудольфа II в Праге. И.С. Ненаракомова предполагает, что держава была привезена в 1604 году и находилась среди даров, поднесенных Борису Годунову. Во время коронации патриарх вручал царю державу со словами : «Сие яблоко – знамение твоего царства» . По другой версии, в Россию держава перешла из Польши и впервые была использована в 1606 году при венчании на царство Лжедмитрия I .

Также в сцене со шведским послом, зритель может обратить свое внимание на особую царскую регалию – оплечье или т.н. бармы. Регалии были украшены запонами с драгоценными камнями и изображениями святых. Известно, что эти знаки власти в древности носили как византийские императоры, так и в последующем русские князья .

Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, в сцене, где отражается «Большой царский выход» Ивана IV, присутствуют определенные элементы царской власти, которые могли быть на самом деле и которые появились во времена правления последующих правителей Российского государства. К примеру, т.н. шапка Мономаха, филофеевский крест и бармы, на наш взгляд, могли быть использованы Иваном Грозным при принятии высокопоставленных гостей. Что касается cкипетра и державы, то факты, свидетельствуют о том, что названные регалии появились у русских правителей в более позднее время.

Во-вторых, стоит отметить, что целью показа сцены со шведским послом и его принятием русским царем, является раскрытие церемониальных действий при Большом царском выходе, отображение внешнего вида правителя, манеры его поведения c высокопоставленным гостем и прислугой.

В-третьих, хотелось бы отметить, что и нередко в документальных фильмах можно встретить несоответствия с исторической действительностью, но, несмотря на это, мы считаем, что любой исторический фильм должен способствовать популяризации и распространению исторического знания, что несомненно отражено в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

В-четвертых, вряд ли многие смотревшие этот фильм, будут задаваться вопросом историчности, в частности анализом сюжетов в фильме. Это на наш взгляд, дело специалистов, которые находят эти исторические неточности в ходе своей профессиональной деятельности.