Первые демонстрации фильмов в России появляются в конце XIX– в начале XX века. Именно в это время создаются киношколы и киностудии – главная цель которых заключается в распространении исторического знания. Несмотря на то, что прошло уже более века после выхода первых исторических фильмов, появление новых кинематографических лент продолжается и по сей день.
Следует отметить, что в период развития кино в Советском союзе, на экранах кинотеатров появлялись удивительные фильмы, которые популярны и актуальны до сих пор, такие как «Женитьба Бальзаминова»(1964), «12 стульев»(1971), «Собачье сердце» (1988) и др. Несмотря на то, что советская киноиндустрия выпустила огромное количество разножанровых картин, особо хочется остановиться на такой известной советской кинокомедии, как «Иван Васильевич меняет профессию», снятой в 1973 году режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», где роль Ивана IV исполняет Ю.В. Яковлев.
Как правильно заметил Р.Г. Скрынников, фигура Ивана Грозного издавна и по сегодняшний день обращает на себя внимание поэтов и писателей, художников и музыкантов, кинематографистов и режиссеров . По мнению многих историков и деятелей культуры, фильм Леонида Гайдая, продолжает оказывать огромное влияние на восприятие зрителями положительного образа первого русского царя .
Вышеназванный фильм был снят в жанре кинокомедии, но одновременно в нем рассматриваются некоторые исторические факты, анализ которых говорит о вымышленных сюжетах, которые не соответствуют исторической действительности. Особо хочется остановиться, на восприятии одного из сюжетов фильма, посвященному «Большому царскому приему» шведского посла, которого играет С.Н. Филиппов.
Важно отметить, что причина интереса к «Большому царскому приему» заключается в том, что именно в нем отражалось официальное представление о российской государственности, об идеологических и политических основах власти самодержцев, об их правах и обязанностях, о взаимоотношении с подданными . На наш взгляд, это наиболее значимая сцена, поскольку в ней показан не только обряд самого Ивана IV - но и его интерпретация. Данное мероприятие имело огромное значение и сопровождалась рядом церемониальных действий. На примере регалий, используемых в данной сцене, мы постараемся оценить и выявить ее несоответствие с исторической действительностью в этой кинокомедии.
Cправочно-энциклопедическая и историческая литература определяет термин регалии, как знаки царской, королевской и императорской власти. В литературе сложилось мнение, что в России императорскими регалиями являются: корона, cкипетр, держава, государственный меч, государственное знамя, большая государственная печать и государственный щит . Монаршие регалии входили в состав «Большого царского наряда», приуроченного явлению царя к народу. Для того, чтобы сопоставить и определить, какие именно атрибуты царской власти могли присутствовать в период правления Ивана Грозного, нам необходимо обратиться к периоду коронации этого московского князя, его предшественников и наследников.
Традиционно, cамо понятие коронация, подразумевается, как торжественное мероприятие, посвящённое принятию монархом символов принадлежащей ему власти . Этими действиями утверждалась сакральность особы государя как земного наместника Бога . Другими словами происходит так называемый чин венчания . Cамо слово «чин» в древнерусском языке означает «порядок» .
Ряд специалистов, занимающихся проблемами анализа обряда венчания на царство, отмечают, что непременным атрибутом коронации был так называемый филофеевский крест, впервые упомянутый в духовной грамоте 1428 года великого князя Василия, сына Дмитрия Донского. По существующему преданию, крест, или, как его иногда называли, икона, был привезен митрополитом Алексеем в 1354 году от константинопольского патриарха Филофея великому князю Ивану Даниловичу Калите . Крест заключал в себе частицы древа того креста, на котором, по преданию, был распят Христос и который мог оживить мертвого. Поэтому его называли еще животворящим. Важно отметить, что вышеназванный элемент венчания, в сюжете фильма отсутствует, что свидетельствует о вымышленном характере процедуры использования атрибутов власти.
В экранизированной сцене фильма присутствует корона или шапка Мономаха, т.е. головной убор или наголовье , служащее признаком известной власти и формою своею определяющие звание, сан, титул, а иногда и заслуги лица, кому они принадлежат . В использование «шапки Мономаха», можно найти, вещественное выражение идеи исторической преемственности . По мнению исследователей, своему происхождению корона обязана так называемому венку или венцу, и его разновидностям . Венцы символически передают, во-первых, честь и славу мученических венцов, во-вторых, они являются и венцами Царства Божия . Венец Христа – символ царской власти, символ богоизбранности и легитимности власти .
Согласно имеющейся информации, после торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле, митрополит Макарий возложил на голову Ивана IV упомянутый царский венец . И благословил «Богом возлюбленного и Богом избранного», «Богом венчанного» православного царя .
На наш взгляд, необходимо более подробно остановится на анализе этого царского венца. Так, вышеназванный атрибут венчания на царство, упоминается в известном «Сказании о князьях Владимирских», где рассказывается, о том, что византийский император Константин Мономах, родной дед киевского князя Владимира Всеволодича Мономаха, прислал внуку свой царский венец – «шапку Мономаха» и все права на царский титул . Однако, cледует сослаться на мнение одного из самых авторитетных историков СССР В.Б. Кобрина, который писал, что названный головной убор, который называют шапкой Мономаха, на самом деле - золотая тюбетейка среднеазиатской работы, опушенная соболем и увенчанная уже в Москве крестом , подарок хана Узбека Ивану Калите, т.е. ее появление в России относится к XIV веку .
На сегодняшний день, мнения о происхождении венца различны. Часть историков считают, что шапка Мономаха была выполнена в Византии, другие относят ее к арабскому или арабо-египетскому искусству, третьи же утверждают, что это произведение среднеазиатской(бухарской) культуры.
В сцене посвященной приему шведского посла также есть сюжет, согласно которому так называемый князь Милославский, которого играет Л.В. Куравлев, помогает «исполняющему обязанности царя» в определении правильного использования других атрибутов царской власти, а именно скипетра и державы.
Традиционно в исторической литературе известно, что скипетр также принадлежит к древнейшим символам власти. Имеющиеся информация свидетельствует о том, что первообразом для него послужил пастушеский посох или жезл, ветви или ритуальные дубины . О сакральном характере власти русского государя как раз-таки свидетельствовал царский посох, который обладал типологическим сходством с архипастырским посохом .
По мнению большинства исследователей, в России впервые торжественное вручение скипетра царю встречается в чине венчания Федора Иоановича, но, по видимому, он был в употреблении и раньше . По рассказу англичанина Горсея, скипетр, служивший при венчании царя Федора Иоанновича был куплен еще Иваном IV .
Одним из атрибутов царской власти, который также присутствует в вышеназванном фильме, является золотой шар с крестом наверху. Данная регалия является неотъемлемым символом державной власти монарха и называется державой . Советский и российский лингвист В.В. Колесов писал, что согласно бытовавшим представлениям о божественной власти в XVI столетии, держава олицетворялась, как небесная сила, которая держит весь мир .
Ознакомившись с вышеназванным сюжетом в фильме и проанализировав различную историческую литературу, видно, что наличие упомянутой регалии в сцене фильма, не соответствует исторической действительности т.к., по одной из версий, первая держава русских царей была изготовлена европейскими ювелирами во второй половине XVI века и местом ее создания, возможно, является придворные мастерские Рудольфа II в Праге. И.С. Ненаракомова предполагает, что держава была привезена в 1604 году и находилась среди даров, поднесенных Борису Годунову. Во время коронации патриарх вручал царю державу со словами : «Сие яблоко – знамение твоего царства» . По другой версии, в Россию держава перешла из Польши и впервые была использована в 1606 году при венчании на царство Лжедмитрия I .
Также в сцене со шведским послом, зритель может обратить свое внимание на особую царскую регалию – оплечье или т.н. бармы. Регалии были украшены запонами с драгоценными камнями и изображениями святых. Известно, что эти знаки власти в древности носили как византийские императоры, так и в последующем русские князья .
Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, в сцене, где отражается «Большой царский выход» Ивана IV, присутствуют определенные элементы царской власти, которые могли быть на самом деле и которые появились во времена правления последующих правителей Российского государства. К примеру, т.н. шапка Мономаха, филофеевский крест и бармы, на наш взгляд, могли быть использованы Иваном Грозным при принятии высокопоставленных гостей. Что касается cкипетра и державы, то факты, свидетельствуют о том, что названные регалии появились у русских правителей в более позднее время.
Во-вторых, стоит отметить, что целью показа сцены со шведским послом и его принятием русским царем, является раскрытие церемониальных действий при Большом царском выходе, отображение внешнего вида правителя, манеры его поведения c высокопоставленным гостем и прислугой.
В-третьих, хотелось бы отметить, что и нередко в документальных фильмах можно встретить несоответствия с исторической действительностью, но, несмотря на это, мы считаем, что любой исторический фильм должен способствовать популяризации и распространению исторического знания, что несомненно отражено в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
В-четвертых, вряд ли многие смотревшие этот фильм, будут задаваться вопросом историчности, в частности анализом сюжетов в фильме. Это на наш взгляд, дело специалистов, которые находят эти исторические неточности в ходе своей профессиональной деятельности.