Найти тему

Синкансэн — поезд или самолет?

Оглавление

В первый раз посадка на скоростной поезд синкансэн у многих вызывает смешанные чувства: восторг и панику. Восторг — потому что ожидается приятное путешествие на комфортабельном быстром поезде-пуле. Ну а паника из-за того, что этот поезд действительно быстро уходит с перрона, соблюдая расписание — в него нужно успеть попасть за одну-полторы минуты и из него нужно еще и успеть выбраться на своей станции, тем хуже, если это не конечная. Тем не менее, как только вы получаете свой собственный опыт и понимаете, как все работает, страх уходит и вы начинаете видеть еще больше достоинств в путешествиях на синкансэне, тем более, что в Японии редко получается быстро перемещаться от одной достопримечательности к другой, и на переезды тратится большое количество времени (еще одна причина, почему стоит планировать путешествия по Японии заранее) .

Подготовка и где искать синкансэн:

Хотелось бы написать, что он вас сам найдет, но этого не случится. Начнем с того, что синкансэн стоит недешево — иногда дороже, чем самолет (например, до Осаки), и гораздо дороже, чем автобус. Именно поэтому первый совет:

СОВЕТ: Оформите JR Pass заранее до вылета в Японию — им потом можно будет пользоваться еще несколько дней и в итоге это будет выгоднее, чем просто покупка билетов на поезд на месте. 

И тут же второй, потому что его очень хочется пропустить, но туристическая обстановка в Японии в настоящее время такова, что страна не справляется с потоком туристов и риск не попасть туда, куда вы планируете достаточно высок.

СОВЕТ: Подтвердите JR Pass по прибытии в Японию и закажите билет на поездку с местами заранее. Лучше всего за несколько дней до поездки, чтобы можно было не беспокоиться о наличии мест и каких-либо непредвиденных обстоятельств.

Если у вас есть JR Pass, то можно не брать билеты на синкансен, а прямо проходить на посадку, но есть ограничения, которые в пиковые сезоны могут доставить множества неудобств. Особенно это касается праздничных дней и таких направлений как Токио-Нагано, Киото-Канадзава-Киото и т.п.

Ограничения: с JR Pass вы не можете ездить на поездах Nozomi и Mizuho вообще. Что касается всех остальных поездов — вы не можете занимать места без дополнительно оформленного билета (бесплатно) в вагонах с зарезервированными местами (Reserved seats 指定席), а в вагонах первого класса (Green car グリーン車) необходимо будет еще и доплатить плацкарту.
Здесь сразу хочется предупредить, что во-первых не все поезда имеют вагоны с незарезервированными местами (Non-reserved seats 自由席), а во-вторых в эти вагоны иногда просто невозможно физически попасть из-за количества желающих уехать, а значит вам либо придется стоять всю поездку, либо ждать следующего поезда с надеждой, что все, кто хотел уехали. Оформляйте билеты ЗАРАНЕЕ! Официальный источник: http://www.japanrailpass.net/en/about_jrp.html

Как оформить билеты:

Оформить билеты можно в кассах JR (Ticket Office みどりの窓口), а купить без JR Pass можно еще и в автоматах на станциях синкансэн — в них можно выбрать английский язык меню. В кассах оформление билета обычно занимает несколько минут, а вот ожидание в очереди может быть достаточно длительным. Кассы на крупных станциях JR работают до 23:00, на других до 20:00 или даже меньше — это тоже будет необходимо учесть, и в пиковые сезоны лучше приходить туда вечером. Касс достаточно много в любом городе — они находятся на выходе из станций JR, но лучше узнать, есть ли касса и до скольки она работает заранее в интернете. В любом случае, чтобы оформить билеты, вам нужно точно знать когда и куда вы поедете, какой класс вагона вам нужен и сколько человек едет, если вы путешествуете группой. Естественно, с вами должны быть паспорт и оформленный JR Pass. Лучше всего написать план на листочке бумаги по-английски, чтобы не было недопониманий. На месте в кассе можно оформить любое количество билетов хоть на всю программу поездки (что я и рекомендую сделать).

Итак, теперь у вас есть билеты — их необходимо проверить: сверить с планом номер поезда, время отправления и прибытия, номер вагона, ряд и букву места в вагоне. А вот название поезда, станцию отправления и прибытия проверить будет сложнее — они обычно указаны на билетах на японском, поэтому хорошей идеей будет использовать маленькие конвертики, которые можно бесплатно взять на кассе и тут же подписать, например «Токио-Киото 23.01» или похожим образом, чтобы потом не перебирать все билеты.

Итак, где же все-таки искать синкансэн:

В Токио на синкансэн можно попасть на двух крупных станциях — Киото и Синагава. Обычно турникеты на синкансэн можно найти по указателям Shinkansen Tracks 新幹線のりば — они отличаются по виду от турникетов на поезда JR, а также на входе всегда дежурят серьезные работники станции. Иногда турникеты на синкансэн находятся внутри станции, то есть вам придется пройти через два турникета (например, на станции Токио). Держателям JR Pass достаточно показать проездной при проходе через турникеты, оформленные билеты пригодятся уже в поезде.

СОВЕТ: если ваш путь до станции Токио/Синагава достаточно простой и проходит по веткам JR внутри префектуры Токио, вы можете зайти, а по возвращению из путешествия и выйти по билету на синкансэн в пределах префектуры, в стоимость такого билета включены передвижения по JR внутри префектуры сразу (внутри линий JR) до/после поездки. Если у вас активирован JR Rail Pass — любые передвижения по веткам JR покрыты этим пассом — вы можете показывать билет только непосредственно перед тем, как будете садиться на скоростной поезд. 

Как только вы прошли турникеты, найдите свой поезд на табло и можно идти в сторону нужного пути. Там же на табло будут указаны номера вагонов с зарезервированными местами и со свободной посадкой. Перед тем как попасть на путь, посмотрите на указатели номеров вагонов, сверьте с информацией в билете и идите по указателю.

В поезде в зависимости от типа (и направления) может быть разное количество вагонов, поэтому на информационном табло на перроне пишется и количество вагонов в составе, а на перроне, там где останавливается вагон — соотвествующий типу состава номер вагона. На перронах синкансэнов эта информация еще есть на дополнительных табло, установленных прямо над теми местами, где будут открываться двери прибывающего поезда.

Если вы не можете найти номер вагона или не успеваете дойти до своего — ничего страшного — главное «запрыгнуть» в поезд в любую дверь и позже пройти по вагонам до своего места. Самое главное — попасть в свой поезд, — на крупных станциях типа Токио они уходят с перрона каждые 5-10 минут. Следите за временем и информацией на табло на перроне и за надписями на самом вагоне.

Если перед входом в вагон образовалось две очереди — это нормально. Чаще всего первая (First 先発) — на этот поезд (или прибывающий, если поезда еще нет), а вторая (Second 次発) — на следущий. Если вы пришли за пару поездов до своего — оставайтесь во второй очереди, пока не уйдет последний перед вашим поезд, тогда можно будет, красиво шагнув в сторону, переместиться в первую очередь и готовиться к штурму.

Основные моменты:

  • двери открываются за 1-2 минуты отправления поезда — если народу на перроне много, ваша основная задача — попасть внутрь поезда (в любой вагон, — главное в свой поезд) и сразу пройти вглубь вагона, чтобы за вами успели попасть в поезд и другие пассажиры. При выходе из поезда задача как можно быстрее выйти из вагона, освободив выход для других пассажиров. За 1-2 минуты до прибытия на станцию, в поезде раздается характерная музыка, которую не перепутать ни с чем, и делается объявление по внутренней связи. 
  • внутри вагон мало чем отличается от салона самолета, есть комфортабельные сидения, откидывающиеся столики и розетки для зарядки электроприборов (их надо еще поискать под сиденьем или у окна).
  • сумки и чемоданы обычно кладутся на верхнюю багажную полку, которая выдержит любой вес и размер большинства чемоданов, однако, можно оставить вещи и в ногах, благо, места для этого вполне достаточно.
  • ряды сидений внутри салона можно вращать и закреплять по ходу или против хода поезда, можно также удобно общаться с друзьями, если повернуть свой ряд кресел к ним лицом. Однако, необходимо заручиться поддержкой всех соседей, чтобы потом не пришлось всю жизнь снимать японские проклятия.
  • нумерацию рядов сидений внутри вагона не всегда можно узнать заранее, но как только вы попадете в вагон, номера и буквы мест будут сразу перед глазами — главное пройти дальше в вагон, чтобы не пасть под натиском вещей тех, кто зашел за вами.
  • по вагонам часто возят тележку с напитками и закусками, но рекомендую закупиться заранее, можно даже на перроне прямо перед отправлением, — там продают готовые ланч-боксы “о-бенто» и напитки на любой вкус. Распивать алкогольные напитки в японском поезде даже приветствуется.
  • в поезде есть также туалеты, курилки и места для умываний — их легко найти по карте на задней стороне каждого сидения.
  • как и в любых поездах в Японии, в вагоне не принято разговаривать по телефону, кричать или смотреть фильмы без наушников, чтобы не мешать другим пассажирам. Перед откидыванием спинки кресла, принято предупреждать сидящего сзади, а перед выходом из поезда, возвращать спинку кресла в исходное положение, равно как и направление ряда сидений, если вы их вращали.
  • ну и последнее, старайтесь занимать свои места, иначе проходящий контролер будет постоянно приставать с расспросами — у него на электронном табло есть вся информация о каждом месте. Если вы сидите на своем месте — вероятность проверки билетов близка к нулю.

Ну а что касается выхода со станции — сложности могут возникнуть только с тем, что выходов может быть несколько и вести они могут на противоположные концы станции, так что необходимо подготовиться и к этому — желательно узнать название нужного выхода заранее, а если вам нужно продолжать движение по веткам JR — пройти через «Not an exit. Transfer to JR Lines» турникеты внутрь местных внутригородских линий.

Если я что-то упустил — дайте знать в комментариях.
Счастливого пути!

Перенесено с сайта https://japanic.ru/2019/03/20/shinkansen/