Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Тест поезда. Крымская экзотика: плацкарт с занавесками вместо электрички

Оглавление

Продолжаю рассказывать о крымских железных дорогах. Здесь можно почитать об общем состоянии ж/д в Крыму, а пока – о крымском пригородном поезде, который ходит по неэлектрифицированным участкам железной дороги. И да, это плацкарт!

Интерьер плацкартного вагона пригородного поезда Армянск – Феодосия. Фото: Кирилл Балберов
Интерьер плацкартного вагона пригородного поезда Армянск – Феодосия. Фото: Кирилл Балберов

На сегодняшний день города Армянск, Красноперекопск, Джанкой, Керчь и Феодосия в Крыму соединены пригородными поездами, которые ходят до 3-4 раз в день в зависимости от направления. График движения поездов хаотичный: поезда ходят 24 часа в сутки, есть и с приличным временем отправления, а есть такие, что уходят в 2 ночи.

Маршруты пригородного поезда по неэлектрифицированному пути. Скриншот: Яндекс.Карты
Маршруты пригородного поезда по неэлектрифицированному пути. Скриншот: Яндекс.Карты

Снаружи раскраска вагонов – родственная РЖД. Серая с красным. Но эмблемы РЖД нет, потому Российских железных дорог нет в Крыму, как и Почты России. В Крыму действует самостоятельный перевозчик: ФГУП «Крымская железная дорога».

Плацкартный вагон пригородного поезда Феодосия – Керчь. Фото: Кирилл Балберов
Плацкартный вагон пригородного поезда Феодосия – Керчь. Фото: Кирилл Балберов

Обновленный плацкарт

В марте 2019 года пригородные поезда в Крыму, которые ходят по участкам, где нет электричества, состоят из локомотива и двух плацкартных вагонов, используемых как общие.

 Пригородный поезд Армянск – Феодосия на станции Джанкой. Фото: Кирилл Балберов
Пригородный поезд Армянск – Феодосия на станции Джанкой. Фото: Кирилл Балберов

Что было раньше, не знаю, но нашел в Сети видео местного канала минувшей зимы, в котором эти плацкарты называют чуть ли ни прорывом.

Вагоны действительно выглядят обновленными – стеклопакеты, придающие уют занавески, есть одна на весь вагон розетка – возле 29 места на 50В (еще есть в первом купе, но оно всегда занято проводниками). На зарядку телефона мощности хватает, но ноутбук уже не тянет.

Розетка в вагоне пригородного поезда в Крыму. Фото: Кирилл Балберов
Розетка в вагоне пригородного поезда в Крыму. Фото: Кирилл Балберов

Биотуалета нет, а потому – санитарные зоны. Окна есть, но заперты и не открываются, вентиляция не работает.

Одноразовый стаканчик в подстаканнике

Я ехал на таком поезде по трем маршрутам. Один раз в вагоне было откровенно душно. Второй раз мне попался тот же состав, и я случайно сел в тот же вагон. Опять была духота. Я сообщил об этом проводнику, спросив, можно ли проветрить. Она развела руками, но через пару минут подошла и сказала, что сходила в другой вагон и «там получше». Я перешел. И правда лучше. В третьей поездке климат тоже был нормальным. При поездках в ночное время в вагонах выключается свет.

Нумерация мест в пригородном поезде в Крыму не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Фото: Кирилл Балберов
Нумерация мест в пригородном поезде в Крыму не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Фото: Кирилл Балберов

Из других прелестей жизни – проводник приторговывает чаем или кофе. Вот этот стакан мне достался за 30 рублей. В другом рейсе – дали такой же пластиковый стаканчик, но вставленный в подстаканник – за 20. Из чего я сделал вывод, что это все – личный бизнес проводников, а никакой ни сервис от Крымской железной дороги. КЖД, дайте проводникам нормальные стаканы!

Чай в пригородном поезде в Крыму. Фото: Кирилл Балберов
Чай в пригородном поезде в Крыму. Фото: Кирилл Балберов

1 рубль 46 копеек за километр

Поездка проходит так. Вы покупаете билет в кассе, как на обычную электричку, садитесь в вагон (можно выбрать любой из двух и свободно переходить из одного в другой), а потом проходит проводник и проверяет билеты.

До крымских вокзалов цивилизация дошла, и купить билет в кассе по карте у меня получалось во всех крупных городах, кроме Евпатории и Севастополя (там были проблемы с терминалами). Также оформить билет можно у проводника. За это берется дополнительный сбор в размере 12 рублей. У проводников оплата только наличкой.

Билет стоит в зависимости от расстояния – 1 руб.46 коп. за километр. Любая поездка между двумя конечными станциями выходит не дороже 200 рублей (исключение Керчь – Джанкой, там реально далеко и билет стоил 278,86).

Плацкартный вагон пригородного поезда Феодосия – Керчь. Фото: Кирилл Балберов
Плацкартный вагон пригородного поезда Феодосия – Керчь. Фото: Кирилл Балберов

Билеты здесь продаются без мест, так что теоретически, наверное, может возникнуть ситуация, при которой людям придется сидеть на каждой полке втроем и занять верхние места. Но на всех рейсах, в которых я ездил, свободных мест было достаточно. Единственное, на маршруте Феодосия – Керчь на подъезде к Керчи в вагон поднабилось столько людей, что и боковушки все заняли и на небоковых местах сидели по двое.

График быстрый

Поезда ходят шустро, никаких раздутых стоянок нет. Стандартное время стоянки на станции – 1 минута. Если нужна смена локомотива, как при рейсе из Феодосии в Керчь (там поезд меняет направление движения во Владиславовке), то на такой станции поезд стоит минут 40. На разъездах, где пропускают встречку (железнодорожники это называют скрещением), – минут 10-15.

Интерьер плацкартного вагона пригородного поезда Феодосия – Керчь. Фото: Кирилл Балберов
Интерьер плацкартного вагона пригородного поезда Феодосия – Керчь. Фото: Кирилл Балберов

Эти поезда вряд ли будут интересны туристам. Единственный более-менее туристический город, куда они заходят, – это Феодосия. Может, желающие съездить в Керчь и найдутся, но зачем ехать три с лишним часа на поезде, когда можно за 1,5 часа добраться на автобусе.

Пригородные поезда на вокзале в Керчи. Фото: Кирилл Балберов
Пригородные поезда на вокзале в Керчи. Фото: Кирилл Балберов

Поезд против автобуса

Так что этот поезд в основном для местных. Но, конечно, он несравненно комфортнее автобуса. Крымские автобусы, в том числе междугородние, в большинстве своем – устаревшие украинские «Богданы». Они больше подходят для работы в качестве городских маршруток (аналог наших новых «Пазиков»).

Городской автобус Симферополя. Такие же работают в пригородном сообщении. Фото: Кирилл Балберов
Городской автобус Симферополя. Такие же работают в пригородном сообщении. Фото: Кирилл Балберов

Хотя в Джанкое еще можно увидеть и такие раритеты, на фоне которых симферопольские – просто последнее слово техники. Львовские автобусы.

Пригородные автобусы в Джанкое. Фото: Кирилл Балберов.
Пригородные автобусы в Джанкое. Фото: Кирилл Балберов.

Впрочем, спасибо и за это. Крым наводнен нелегальными автобусниками. У них техника хоть и поновее, но ее состояние никто не проверяет, а гоняют они будь здоров!

Но почему плацкарт?

К пригородным поездам у меня остался только один вопрос. Почему плацкарты? Ведь есть же вполне неплохие, пусть и устаревшие и не выпускаемые сейчас сидячие вагоны на 64 места. С таким же ностальгическим горшком, про который сложены чудесные легенды, типа «что будет, если туда бросить лом».

Гравитационный туалет в вагоне пригородного поезда в Крыму. Фото: Кирилл Балберов
Гравитационный туалет в вагоне пригородного поезда в Крыму. Фото: Кирилл Балберов

В плацкарте, кстати, более-менее удобно будет сидеть только 36 людям – тем, кто у столиков и у окон. Люди в таких поездах почти не спят, я за три поездки видел суммарно, может, 5-6 спящих. Неудобно, белья и матрасов нет. Да и ездит абсолютное большинство не на полное расстояние – а от какой-нибудь станции до города и обратно, то есть в пределах 1,5-2 часов.

Интерьер плацкартного вагона пригородного поезда Армянск – Феодосия. Фото: Кирилл Балберов
Интерьер плацкартного вагона пригородного поезда Армянск – Феодосия. Фото: Кирилл Балберов

Ответ, скорее всего, заключается в том, что у Крымской ж/д нет сидячек, а плацкарты они переделали из вагонов Укрзалызницы. Другое дело, что РЖД перебросила в Крым ряд локомотивов и электричек. Могли бы и сидячками поделиться.

Интерьер плацкартного вагона пригородного поезда Армянск – Феодосия. Фото: Кирилл Балберов
Интерьер плацкартного вагона пригородного поезда Армянск – Феодосия. Фото: Кирилл Балберов

Говорят, как откроют мост, пустят «Ласточку» из Анапы. Раньше б я не поверил: пути-то от Керчи до Джанкоя неэлектрифицированы. Но наших железнодорожников это не останавливает. «Ласточка» под тепловозом успешно эксплуатируется на маршрутах Москва – Иваново и Петербург – Псков. Так что и тут пойдет неспеша.

Плацкартные вагоны пригородных поездов на станции Феодосия. Фото: Кирилл Балберов
Плацкартные вагоны пригородных поездов на станции Феодосия. Фото: Кирилл Балберов

Другие материалы в рубрике #тест поезда можно найти по этому тэгу.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д», чтобы не пропускать новые публикации. Также подписывайтесь на нас в соцсетях: Одноклассниках, Вконтакте, Фейсбуке и Телеграме.