Кажется, грузовики КрАЗ использовались в качестве эвакуаторов тяжелой автотракторной техники всегда, и даже до своего появления на свет )) Это шутка, конечно. Я имею в виду, что в этой роли в армии пробовали использовать еще грузовики ЯАЗ-214, которые и являлись прародителями КрАЗов. На военном Опытном заводе № 38 еще в 1958 году разработали проекты эвакуационных автопоездов в составе седельного тягача ТК1 с полуприцепом ПС1 и бортового тягача ТС3 с прицепом МАЗ-5203Б. Оба этих тягача строились на базе грузовиков ЯАЗ-214 с лебедками. Когда-нибудь мы подготовим подробный и интересный пост по их испытаниям с совершенно шикарными фотографиями, которых у нас более полусотни. А пока – вот внешние виды тех автопоездов:
На «гражданке» же грузовики КрАЗ в качестве эвакуаторов использовались главным образом как буксировщики неисправных тяжелых машин. В крупных автотранспортных предприятиях с этой целью иногда переоборудовали стандартные короткобазные седельные тягачи КрАЗ-258 в балластные тягачи, устанавливая вместо седла короткие металлические платформы и монтируя мощный буксирный прибор на задней поперечине рамы.
А, например, в столице, на заводе СВАРЗ, был даже налажен выпуск специальных эвакуаторов на шасси КрАЗ-258, которые использовались для буксировки в парк неисправной техники в системах Мосгортранса и Главмосавтотранса. Эти машины комплектовались металлической платформой, лебедкой и короткой поворотной стрелой для вывешивания передней части поврежденного транспортного средства.
Машины этого типа продержались в эксплуатации в Москве как минимум до второй половины нулевых! Вот как раз такой КрАЗ на фотографии, датированной 2006 годом:
А еще на рубеже 1990-х и 2000-х стали появляться тяжелые эвакуаторы, строившиеся на базе грузовиков КрАЗ-65101 для трамвайных хозяйств. Они служили для возвращения «на путь истинный» сошедших с рельсов трамваев, а также буксировки неисправных вагонов в парк. Эти машины комплектовались двухрядной кабиной для перевозки бригады из 6 человек, поворотной стрелой, лебедкой и подкатной тележкой, которую подводили при необходимости под заклинившую колесную пару трамвая.
Более совершенные трамвайные эвакуаторы с конца 1990-х до середины 2000-х строил в Бронницах уже упоминавшийся в начале статьи военный Опытный завод № 38. В их конструкции имелась даже подъемная поворотная платформа для доступа мастеров к трамвайному пантографу:
Кроме машин промышленного изготовления, 10-20 лет тому назад имели некоторое распространение заднеприводные КрАЗы-эвакуаторы, переделанные в индивидуальном порядке. Иными словами – самоделки. Вот пара примеров подобных машин:
Но все же наибольшую популярность в виде эвакуаторов обрели полноприводные КрАЗы-«лаптежники». Первой ласточкой, судя по всему, тут стала партия машин, переоборудованных по заказу СССР аж в 1978 году в Швеции на фирме Bro BB. Работали эти машины в объединении «Совинтеравтосервис» и занимались эвакуацией автопоездов, задействованных в международных рейсах.
«Лаптежники» с аналогичным функционалом уже в двухтысячные годы предлагала известная нижегородская компания «Чайка-Сервис». Причем эта машина входила в официальный каталог предприятия еще лет десять тому назад! Вот как раз фото оттуда:
Но это – очень крутые примеры. Большинство же «лаптежников» переоборудовались в эвакуаторы на местах из подручных материалов. И в результате получалось что-то вот такое:
Встретить «лаптежник»-эвакуатор на дороге сейчас практически нереально. Из эксплуатации они очень быстро «вымылись», когда круто ужесточились санкции за проезд на «негабарите» без оформления спецразрешения (ширина КрАЗ-255Б на широкопрофильных шинах выходит далеко за рамки допустимых 2550 мм). А как это разрешение оформить заранее, не зная, из какого района поступит вызов?
P.S. В качестве бонуса – фото ретро-эвакуатора на базе КрАЗ-255Б, сделанное в 2005 году из Германии (из архива А.Кривчика). Эта машина, кстати, переоборудована под 2,5-метровый габарит.
Не забывайте ставить «лайк», если материал Вам понравился, подписываться и следить за обновлениями на главной странице канала «МАШИНА». Спасибо за внимание!