Найти в Дзене
машина

Необычные КрАЗы: эвакуаторы тяжелой техники

Кажется, грузовики КрАЗ использовались в качестве эвакуаторов тяжелой автотракторной техники всегда, и даже до своего появления на свет )) Это шутка, конечно. Я имею в виду, что в этой роли в армии пробовали использовать еще грузовики ЯАЗ-214, которые и являлись прародителями КрАЗов. На военном Опытном заводе № 38 еще в 1958 году разработали проекты эвакуационных автопоездов в составе седельного тягача ТК1 с полуприцепом ПС1 и бортового тягача ТС3 с прицепом МАЗ-5203Б. Оба этих тягача строились на базе грузовиков ЯАЗ-214 с лебедками. Когда-нибудь мы подготовим подробный и интересный пост по их испытаниям с совершенно шикарными фотографиями, которых у нас более полусотни. А пока – вот внешние виды тех автопоездов:

Эвакуационный автопоезд ТК1 + ПС1 на базе ЯАЗ-214 с укороченным на 575 мм задним свесом рамы и установленным седлом. Фото из архива автора
Эвакуационный автопоезд ТК1 + ПС1 на базе ЯАЗ-214 с укороченным на 575 мм задним свесом рамы и установленным седлом. Фото из архива автора
Эвакуационный автопоезд ТК3 + МАЗ-5203Б на базе ЯАЗ-214. Фото из архива автора
Эвакуационный автопоезд ТК3 + МАЗ-5203Б на базе ЯАЗ-214. Фото из архива автора

На «гражданке» же грузовики КрАЗ в качестве эвакуаторов использовались главным образом как буксировщики неисправных тяжелых машин. В крупных автотранспортных предприятиях с этой целью иногда переоборудовали стандартные короткобазные седельные тягачи КрАЗ-258 в балластные тягачи, устанавливая вместо седла короткие металлические платформы и монтируя мощный буксирный прибор на задней поперечине рамы.

КрАЗ-258, переоборудованный в балластный тягач. Фото А.Новикова
КрАЗ-258, переоборудованный в балластный тягач. Фото А.Новикова

А, например, в столице, на заводе СВАРЗ, был даже налажен выпуск специальных эвакуаторов на шасси КрАЗ-258, которые использовались для буксировки в парк неисправной техники в системах Мосгортранса и Главмосавтотранса. Эти машины комплектовались металлической платформой, лебедкой и короткой поворотной стрелой для вывешивания передней части поврежденного транспортного средства.

Эвакуатор на базе КрАЗ-258, работавший в Главмосавтотрансе. Фото А.Новикова
Эвакуатор на базе КрАЗ-258, работавший в Главмосавтотрансе. Фото А.Новикова
Эвакуатор на базе КрАЗ-258Б1, работавший в Мосгортрансе. Фото А.Новикова
Эвакуатор на базе КрАЗ-258Б1, работавший в Мосгортрансе. Фото А.Новикова

Машины этого типа продержались в эксплуатации в Москве как минимум до второй половины нулевых! Вот как раз такой КрАЗ на фотографии, датированной 2006 годом:

Эвакуатор на базе КрАЗ-258Б1 из Мосгортранса. Фото С.Филиппова
Эвакуатор на базе КрАЗ-258Б1 из Мосгортранса. Фото С.Филиппова

А еще на рубеже 1990-х и 2000-х стали появляться тяжелые эвакуаторы, строившиеся на базе грузовиков КрАЗ-65101 для трамвайных хозяйств. Они служили для возвращения «на путь истинный» сошедших с рельсов трамваев, а также буксировки неисправных вагонов в парк. Эти машины комплектовались двухрядной кабиной для перевозки бригады из 6 человек, поворотной стрелой, лебедкой и подкатной тележкой, которую подводили при необходимости под заклинившую колесную пару трамвая.

Вот трамвайный эвакуатор на шасси КрАЗ-65101, в котором рискну предположить продукцию Пильнинского оптико-механического завода. Фото из архива М.Чернявского
Вот трамвайный эвакуатор на шасси КрАЗ-65101, в котором рискну предположить продукцию Пильнинского оптико-механического завода. Фото из архива М.Чернявского

Более совершенные трамвайные эвакуаторы с конца 1990-х до середины 2000-х строил в Бронницах уже упоминавшийся в начале статьи военный Опытный завод № 38. В их конструкции имелась даже подъемная поворотная платформа для доступа мастеров к трамвайному пантографу:

Трамвайный эвакуатор 38-го завода на базе КрАЗ-65101
Трамвайный эвакуатор 38-го завода на базе КрАЗ-65101
-9

Кроме машин промышленного изготовления, 10-20 лет тому назад имели некоторое распространение заднеприводные КрАЗы-эвакуаторы, переделанные в индивидуальном порядке. Иными словами – самоделки. Вот пара примеров подобных машин:

Этот эвакуатор, переделанный из самосвала КрАЗ-6510 1998 года выпуска, работал в Москве. Фото М.Чернявского
Этот эвакуатор, переделанный из самосвала КрАЗ-6510 1998 года выпуска, работал в Москве. Фото М.Чернявского
А этот, построенный на базе «деревяшки» КрАЗ-256Б1, – в Ростове. Надстройка, похоже, снята с импортного грузовика. Фото М.Чернявского
А этот, построенный на базе «деревяшки» КрАЗ-256Б1, – в Ростове. Надстройка, похоже, снята с импортного грузовика. Фото М.Чернявского

Но все же наибольшую популярность в виде эвакуаторов обрели полноприводные КрАЗы-«лаптежники». Первой ласточкой, судя по всему, тут стала партия машин, переоборудованных по заказу СССР аж в 1978 году в Швеции на фирме Bro BB. Работали эти машины в объединении «Совинтеравтосервис» и занимались эвакуацией автопоездов, задействованных в международных рейсах.

КрАЗ-255Б со шведской надстройкой Bro, 1978 г. Фото из архива М.Чернявского
КрАЗ-255Б со шведской надстройкой Bro, 1978 г. Фото из архива М.Чернявского
А вот один из тех самых «шведских КрАЗов», доживший в сильно переделанном виде до девяностых годов. Фото сделано М.Шелепенковым в Химках
А вот один из тех самых «шведских КрАЗов», доживший в сильно переделанном виде до девяностых годов. Фото сделано М.Шелепенковым в Химках
-14

«Лаптежники» с аналогичным функционалом уже в двухтысячные годы предлагала известная нижегородская компания «Чайка-Сервис». Причем эта машина входила в официальный каталог предприятия еще лет десять тому назад! Вот как раз фото оттуда:

«Лаптежник»-эвакуатор из официального каталога «Чайка-Сервиса»
«Лаптежник»-эвакуатор из официального каталога «Чайка-Сервиса»

Но это – очень крутые примеры. Большинство же «лаптежников» переоборудовались в эвакуаторы на местах из подручных материалов. И в результате получалось что-то вот такое:

Эвакуатор КрАЗ-255Б1 из Белоруссии. Фото А.Филиппова, 2006 г.
Эвакуатор КрАЗ-255Б1 из Белоруссии. Фото А.Филиппова, 2006 г.

Встретить «лаптежник»-эвакуатор на дороге сейчас практически нереально. Из эксплуатации они очень быстро «вымылись», когда круто ужесточились санкции за проезд на «негабарите» без оформления спецразрешения (ширина КрАЗ-255Б на широкопрофильных шинах выходит далеко за рамки допустимых 2550 мм). А как это разрешение оформить заранее, не зная, из какого района поступит вызов?

P.S. В качестве бонуса – фото ретро-эвакуатора на базе КрАЗ-255Б, сделанное в 2005 году из Германии (из архива А.Кривчика). Эта машина, кстати, переоборудована под 2,5-метровый габарит.

-17

Не забывайте ставить «лайк», если материал Вам понравился, подписываться и следить за обновлениями на главной странице канала «МАШИНА». Спасибо за внимание!