Найти тему

О работах И. С. Глазунова

Илью Сергеевича Глазунова (1930-2017) многие воспринимают как основателя и ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, как известного широким кругам человека, как автора книг и научных работ, наконец, как педагога... Но что можно сказать о нём как о художнике?

Можно многое о нём узнать из Интернета, зачастую эти сведения даже противоречивы. Я же предлагаю читателю свой анализ нескольких работ художника, исходя из моей подготовленности, как говорится, на мой скромный взгляд.

"Портрет Инессы Орловой.  "Канун". 1917год". 2003
"Портрет Инессы Орловой. "Канун". 1917год". 2003

Для начала определим приоритеты. Предлагаю рассматривать работы так: 1. Замысел. 2. Композиция. 3. Рисунок. 4. Цветовые отношения (живопись).

"Портрет Инессы Орловой" по замыслу вполне понятен - о нём повествует уже само название работы. Ясно, что это не портрет, а именно картина, то есть сюжетная композиция, выстроенная и продуманная автором до йоты.

Женщина, видимо, дворянка, с неким напряжением всматривается вдаль. Закатное небо, да ещё и стая ворон в левом верхнем углу однозначно придают полотну тревожность, неустроенность. В правом нижнем углу - кресло, чашка с блюдцем, цветы в вазе, стол со скатертью, однозначно говорят нам о счастливой, устроенной жизни, которая, увы, подходит к концу (как бы стремится уйти за раму). Левая рука на сердце женщины выражает её искренние чувства, в частности, тревогу. Лес на заднем плане обозначает неизвестность, неуверенность в будущем.

Композиция работы - статичная, уравновешенная. Всё в ней намекает на то, что скоро этой статичности придёт конец - поза женщины, угрюмое молчание леса, закат, стая птиц.

Рисунок выверенный, анатомически женщина выстроена великолепно, построения предметов хороши, декор балюстрады впечатляет.

Цветовые соотношения "работают" на сюжет, добавляя ему драматизма. Зелёный - красный, синий - оранжевый - эти пары комплементарных цветов всегда воздействуют на зрителя особенно мощно. В цветовых "созвучиях", в цельном колорите картины видна рука большого профессионала.

"За ваше здоровье". 1977
"За ваше здоровье". 1977

Здесь вроде бы плакат. Но при том это далеко не плакат - у героя картины слишком умное, и индивидуально "сделанное" лицо. Он видел всё - и войны, и трудовые прорывы, и горе, и радость. И человек этот ничего уже не боится. Он желает того же и нам, зрителям: "За ваше здоровье!"

Композиция - хороша, ничего лишнего. Но и "пустоты" тоже не видно. В "свободном" углу - хлебушек, огурчик - нехитрая крестьянская снедь.

Рисунок детальный, местами просто филигранный (лицо, всякие мелкие детали).

Цвет однозначно на высоте. Переклички красных и серых тонов обуславливают цельное восприятие картины.

"Плёс. Вечер". 1952
"Плёс. Вечер". 1952

Это хороший, крепкий этюд. Спокойствие разлито в воздухе. Молодому ещё живописцу удалось передать, по-моему, даже температуру воздуха. Думаю, что здесь изображён конец августа. Видимо, дождя не было, он прошёл стороной. Что ни говори, а Глазунов, кроме всего прочего, отличный пейзажист!

Композиция уравновешена по бокам красными крышами, доминанта - храм с колокольней. Заборчик - диагональ, он всё объединяет.

Рисунок уверенный, храм выстроен безукоризненно, остальные предметы тоже реалистичны и "живут", благо правильно вписаны в пространство.

Цвет настоящей, живой августовской русской природы. Браво, маэстро!

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, СТАВЬТЕ "ПАЛЕЦ ВВЕРХ"!