Самолеты Boeing 737 MAX, потерпевшие крушение в Эфиопии и Индонезии в марте 2019 и октябре 2018 года, не были оборудованы как минимум двумя системами безопасности, которые могли предотвратить трагедии.
Заказ самолета авиакомпаниями состоит не только из выбора конкретной модели, но и из подбора дополнительных опций, таких как обивка сидений, расстояние между креслами, компоновка салона. Часть этих опций касается и индикаторов, установленных на панели приборов в кабине самолета.
Компания Boeing и ее клиенты не афишируют цены на дополнительные опции, но стоимость самолетов одной модели может отличаться на 2 млн долларов. Чаще всего самые дешевые версии покупают авиакомпании-дискаунтеры, такие как индонезийская Lion Air, и авиакомпании из бедных стран, например из Эфиопии.
Расследование причин катастроф Boeing 737 MAX еще не завершено, но эксперты склоняются к версии, что причиной была некорректная работа системы MCAS, которая с помощью двух датчиков следит за угловой скоростью самолета и автоматически отдает команды на корректировку его положения, предотвращая сваливание (резкое падение подъёмной силы в результате нарушения нормальных условий обтекания крыла воздушным потоком).
В варианте компоновки самолетов, проданных в Эфиопию и Индонезию, отсутствовал вывод на дисплеи пилотов индикаторов угловой скорости, а также лампочки, зажигающейся, когда два датчика дают противоречащую друг другу информацию.
Установка индикатора и лампочки на приборную панель стоят совсем немного, но авиакомпания запрашивает за них существенную сумму, пытаясь заработать дополнительные деньги. Покупатели из Эфиопии и Индонезии предпочли отказаться от этих опций.
Если бы у пилотов злополучных рейсов была информация о неполадках с измерением угловой скорости, они, скорее всего, смогли бы найти выход из аварийной ситуации и благополучно посадить самолеты.
Компания Boeing уже объявила, что сделает установку индикаторов на панели приборов обязательной. Установка лампочки останется дополнительной опцией.
В России эксплуатировались два самолета Boeing 737 MAX, купленные авиакомпанией S7 для своего дискаунтера «Глобус». Любопытно, входили ли индикаторы угловой скорости и лампочка в комплектацию самолетов, поставляемых в Россию?
Triada Dayily писала о расшифровке записи переговоров первого и второго пилотов рейса авиакомпании Lion Air, потерпевшего катастрофу в октябре прошлого года.