В рубрике "Деталь" сегодня мифологический сюжет в живописи Сальвадора Дали. Всеми признанный сюрреалист в конце жизни писал очень странные работы. И один из сюжетов, который его занимал - это миф о стоглазом страже Аргусе. Concepture и я представляем очередной выпуск рубрики "Деталь". #27 Стоглазый Аргус Сальвадора Дали.
В 1981 году Сальвадор Дали напишет картину «Аргус». Она на первый взгляд кажется странной и нетипичной, как по выбору темы, так и изображением (довольно простым на фоне работ 70-80х). Если не назвать автора, многие даже не опознают чья это работа.
Однако если внимательно посмотреть на все его творчество, то несложно заметить, что Дали живо интересовала античная мифология (в ней и правда достаточно сюрреалистичных сюжетов). Интересовал его и миф об Аргусе, согласно которому глаза убитого стража Гера поместила на перья павлина. Павлин, кстати, тоже был важным символом для Сальвадора, в котором соединяются нарциссизм (обязательный для гениев по мнению Дали) и удивительная изобретательность природы (переливистые краски, формы, похожие на глаза, избыточность огромного хвоста).
За двадцать лет до этого он уже обращался к этой теме, рисуя павлина. А в том же 1981 году он создает еще одно подражание Веласкесу – картину «Меркурий и Аргус». И все же в «Аргусе» с его нарочитой упрощенностью есть совершенно загадочные элементы – это прежде всего ее фон. На фоне мы можем увидеть очертания Земли, а также фигуры людей, как будто бы охваченных огнем. Что это? Тема апокалипсиса, столь не свойственная Дали? Или реакция на разговоры о ядерной угрозе, в т.ч. из космоса (в конце 70х эта тема обсуждалась очень активно и окончилась соглашением 1979 года)? Стоглазый Аргус для греков часто символизировал и звездное небо, поэтому вполне возможно, что старый мастер не остался в стороне от актуальных проблем своего времени.
Если интересны анализ культуры и медиа, подписывайтесь на нас в ТГ: https://t.me/concepture