Найти тему

Дворец Джинна. Линейный корабль "Эджинкорт"

Линейный корабль "Эджинкорт"
Линейный корабль "Эджинкорт"

Линейный корабль «Эджинкорт» был многострадальным детищем латиноамериканской дредноутной гонки развернувшейся между Бразилией, Аргентиной и Чили на рубеже ХХ века. Сама по себе гонка вооружений напоминала соревнование небезызвестного «казахского» журналиста Бората Сагадиева со своим соседом Нурсултаном Тюлякбаевым:

- Я делай окно из стекло, он делай окно из стекло.

- Я делай камин, он тоже делай камин.

- Я покупай радио, он не накопил… Моя радуйся! )))

В 1907 году Бразилией на английских верфях был размещён заказ на строительство трёх дредноутов, причём третий должен был строиться после спуска на воду первых двух. Вошедшие в 1910 году в строй бразильского флота линкоры «Минас Жераис» и «Сан-Пауло» получились замечательными кораблями. Однако, к моменту спуска на воду, на горизонте обозначились заложенные в том же 1910 году аргентинские линкоры «Морено» и «Ривадавия», имевшие куда более впечатляющие характеристики. Было понятно, что третий бразильский линкор «Рио-де-Жанейро» уже безнадёжно устарел, даже не выходя из стадии проекта.

В сложившейся ситуации бразильское военно-морское ведомство решило переработать проект, воплотив в жизнь все нерастраченные амбиции. Мир было решено поразить кораблём с чудовищным бортовым залпом, установив на него семь двухорудийных башен главного калибра. Контракт на постройку нового линкора был подписан в 1911 году. Но и здесь не обошлось без скандалов. Моряки, разделившись на две непримиримые фракции, долго не могли определиться, какие орудия устанавливать на чудо-юдо-корабль – 12 или 16 дюймовые. В конце концов, эта мышиная возня надоела правительству и, примерно в то же самое время, оно начало рассматривать вопрос о продаже недостроенного линкора. Кроме того, содержание даже двух дредноутов оказалось для Бразилии весьма накладным и третий, Боливар потянуть уже не мог.

В воздухе витало ощущение надвигающейся грозы и даже недостроенный линейный корабль являлся достаточно ликвидным товаром. Вопрос покупки дредноута рассматривался Россией, Италией и Грецией, однако в последний момент в борьбу вступила Османская империя, нуждавшаяся в срочном усилении флота.

-2

Денег у турок не было, поэтому сама кампания по изысканию средств приобрела оттенок национального проекта. Среди населения была объявлена подписка, деньги собирались с рыночных торговцев, содержателей лавок и кофеен. Наиболее щедрые жертвователи награждались специально учреждённой по такому случаю медалью. Значительную часть средств предоставили французские банки, под залог драгоценностей свергнутого султана Абдул-Гамида II и земельных участков в Константинополе. В конце концов туркам удалось собрать сумму, значительно перекрывающую стоимость линкора. Сделка состоялась в конце декабря 1913 года и корабль поступил в распоряжение Османской империи получив название «Султан Осман I».

Работы по достройке линкора велись достаточно быстро и, в середине лета 1914 года, в Англию для приёмки корабля отправился турецкий экипаж. Все карты спутал простой сербский студент Гаврило Принцип, несколькими меткими выстрелами вскрывший застарелые проблемы матушки Европы. В условиях надвигающейся войны британские власти сначала приостановили передачу линкора, а затем и вовсе реквизировали его в интересах Королевского флота. Горячий турецкий капитан порывался было со своими людьми силой захватить корабль и водрузить над ним турецкий флаг, но ему быстро объяснили: «Здесь Вам не Турция!». 2 августа 1914 года линейный корабль был занят английской морской пехотой и вопрос был окончательно закрыт.

В Королевском флоте линейный корабль получил название «Эджинкорт» (по нашему «Азенкур», что было очень некрасиво по отношению к союзникам). Несмотря на то, что корабль был практически достроен, он сильно не дотягивал до стандартов, принятых в английском флоте, поэтому несколько месяцев было потрачено на его доводку. Ещё большей проблемой оказался набор экипажа для такого крупного корабля. Из положения вышли, переведя на линкор большую часть офицеров и матросов королевских яхт, попутно разбавив их значительным количеством нарушителей дисциплины, мелкокриминальным элементом, сидельцами тюрем и гауптвахт.

В целом линейный корабль «Эджинкорт» получился слишком длинным для своего водоизмещения, имея в то же время хорошую мореходность и ходовые качества. Установленные на корабле семь башен вооружённых 12 дюймовыми (305-мм) спаренными артиллерийскими установками обладали огромной огневой мощью, но при стрельбе полным залпом корпус испытывал серьёзные перегрузки. В качестве вспомогательного вооружения на корабле дополнительно были размещены 18 орудий калибром 152-мм, 10 орудий калибром 76-мм и три торпедных аппарата. Линкор был довольно слабо бронирован, обладая броневым поясом толщиной 229-мм, против 305-мм брони на английских кораблях такого же класса.

Со стороны, ощетинившийся орудиями многобашенный корабль имел довольно необычные для английского флота очертания, за что получил прозвище «Дворец Джинна», которое, во-многом, происходило от игры слов «A Gin Court», что, кстати, было не далеко от действительности. По сравнению с другими кораблями Королевского флота «Эджинкорт» отличался довольно комфортабельными условиями обитания личного состава.

-3

Линейный корабль «Эджинкорт» вошёл в состав 6-й дивизии линкоров вице-адмирала Барни, укомплектованной такими же разнокалиберными боевыми единицами, что в целом говорило о вспомогательном характере соединения. За всю Первую Мировую войну «Эджинкорту» довелось лишь единожды встретиться с врагом, приняв участие в Ютландском сражении. По воспоминаниям очевидцев, грохот бортового залпа линкора был просто чудовищным. Морякам на соседних кораблях казалось, что на воздух взлетел очередной линейный крейсер. Тем не менее, за время боя линкору так и не удалось добиться ни одного подтверждённого попадания по противнику. В то же время сам корабль также не получил повреждений и не понёс потерь среди экипажа.

Дальнейшую службу линкор провёл на базе английского флота Розайт, а в 1919 году и вовсе был выведен в резерв. Корабль никак не вписывался в концепции развития английского флота. Уже после войны британское правительство более полутора лет вело переговоры с бразильцами о приобретении своего бывшего линкора «Рио-де-Жанейро», но и они не увенчались успехом. 19 декабря 1921 года корабль был продан на слом.

Линкор «Эджинкорт» вошёл в мировую историю кораблестроения как рекордсмен по количеству башен имевшихся на борту. В течение своего короткого пути кораблю довелось трижды сменить своих хозяев. Несмотря на чудовищную огневую мощь, в целом проект получился слишком перегруженным вооружением, при более чем посредственной броневой защите. Где-нибудь в районе Южной Америки корабль мог представлять довольно грозную силу, но в составе британских боевых эскадр так и не нашёл своего места.

В продолжение темы "стальных монстров", хочу предложить Вам ещё статьи о флоте:

ПОДВОДНЫЕ МОНСТРЫ АДМИРАЛА ФИШЕРА.

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ

АВИАНЕСУЩИЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР "СЮРКУФ" (ЧАСТЬ 1).

АВИАНЕСУЩИЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР "СЮРКУФ" (ЧАСТЬ 2)

НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.

-4

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.