Найти тему
Мама Гоши

Залог детской дружбы

Дети - цветы жизни. А в детском садике у нас - цветы дружбы.
Дети - цветы жизни. А в детском садике у нас - цветы дружбы.

Я глубоко убеждена, что дети понимают друг друга намного лучше, чем мы, взрослые. Именно поэтому любые вмешательства в их отношения иногда бывают неуместными, лишними, а подчас даже глупыми.

Вот, например, сегодня утром мои любимые детки весело играли в догонялки по дому. В какой-то момент правила игры поменялись. Гоша встал в проеме двери, преградил сестре дорогу и громко заявил:

"Скажи пароль! Хода нет, скажи пароль!"

Я была при этом рядом, растерялась, поняла, что надо срочно включаться в ситуацию и спасать ее, иначе без конфликта не обойтись. Паролей у нас пока не было, это было "ноухау", явно принесенное Гошей из садика. Пока все эти мысли мелькали у меня в голове параллельно с паническим поиском подходящего пароля, моя дочурка спокойно сказала:

"Хорошо, ПАРОЛЬ"

Это оказалось достаточно! Понимаете? Он попросил: скажи пароль - и она сказала "пароль". Гоша пропустил ее в другую комнату и веселая игра-беготня продолжилась.

Не буду останавливаться на том, кем я себя почувствовала в этот момент: скучной занудой с прямолинейным мышлением или взрослой теткой с деревянными мозгами. Одно мне стало понятно раз и навсегда: младшая сестренка намного лучше понимает моего сына, чем я. И так будет всегда.

В какой-то момент в их взрослении она будет не только лучше его понимать, но и больше знать! У них будут общие секреты, от меня, от родной мамы. Так было и в моем детстве. Были вещи, события, поступки, о которых знаем только мы с братом, родителям мы об этом по разными причинам не рассказывали. Это составляет нашу негласную тайну. И именно такие "секретики" (маленькие и не очень) и составляют, фактически основу наших отношений, склеивают нас друг с другом. Вовсе не общие мама и папа - это просто слова, которые в реальной жизни ничего не значат и ни на что не влияют. А общие события, истории, приключения, проказы. И чем больше таких тайн, "секретиков" - тем крепче дружба.

Худшее, что я могу для них сделать: это препятствовать этому и вмешиваться в естественное развитие их отношений.

Это правило касается не только брата и сестры, оно работает и за пределами семьи. У детей с раннего возраста складываются личные отношения с окружающими, в том числе другими детьми. И им не все могут нравится. А уж если малышу кто-то не нравится, он не будет делать вид, что все хорошо: он прямо об этом заявит, или заплачет, или прогонит, или ударит, или кинет песок - проявит свое отношение любыми доступными средствами.

Сейчас скажу для многих ужасную вещь: я считаю, что не всегда такие резкие приемы надо немедленно поправлять.

Во-первых, чаще всего дети проявляют агрессию не просто так, а "за дело". Как-то Гоша сидел в песочнице, играл с машинами. К нему подошли 2 мальчика постарше и пытались у него машинки отнять. Они не действовали грубо, к 5-6 годам их уже научили, что отнимать по-тупому - не хорошо. Но напор чувствовался: сначала поменялись на какую-то палочку, потом просто попросили. Гоша понял, к чему они клонят. Точнее не понял, а почувствовал (ему еще не было 3-х лет) и сыпанул на них песком.

Плохой поступок? - Да! - закричат все взрослые разом.

А если спросить: за дело они получили? - Тоже Да!

Во-вторых, я замечала в своей жизни, а теперь и, наблюдая за жизнью детей, что часто дружба начинается с драк и конфликтов. Это как тест, проверка на прочность, экзамен на "дружба-пригодность".

У сына в садике появился лучший друг Саша. по всем признакам - ЛУЧШИЙ. Играют всегда вместе, на всех фотографиях рядом, сообща задирают другого мальчика-плаксу. При этом обязательно дерутся! Иногда как маленькие щенята: играючи машут друг на друга руками. Иногда и серьезные схватки, конфликты и недоразумения случаются. Как правило, я узнаю об этих эпизодах случайно, от нянечки. Сами мальчики эти темы не поднимают. Изредка, при встрече в раздевалке, Саша может рассказать:

А Гоша меня толкнул вчера. Но не сильно. Когда я руки мыл, он оттолкнул, но чуть-чуть.

Я, поначалу, с трепетом пыталась включить сочувствие. Но Саш сам быстро это пресекал:

Нет, я не обиделся. Мы помирились уже.

или

Мы же дружим, без "помирения", просто дружим.

Не известно, как долго продлится эта "садиковая" дружба. До школы - наверное; а дальше - как жизнь сложится.

Но в любом случае, я уверена, что это не мое дело. Это их отношения, которые формируются, развиваются и завершаются так, как сами дети этого хотят.

Если не вмешиваться, то у них это получается намного лучше, органичней, искренней, правильней. Главное, что мы, взрослые, должны всегда помнить: братские, сестринские, дружеские отношения каждый человек формирует сам, даже очень маленький. Научить этому - невозможно. А вмешиваться - это тоже самое, что за ребенка жизнь проживать.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и поддержите автора подпиской.