Слишком много ученых пытаются вывести идеальную формулу запоминания информации. Проводят различные эксперименты, ищут зависимости. Долго ищут, упорно... но и результат есть!
В этой части статьи я предложу пойти "от противного" - давайте посмотрим, как мы забываем информацию и какие феномены, связанные с памятью, удалось детально исследовать ))))
Есть такой эффект Эббингауза. Это выведенная закономерность забывания информации. Экспериментально установлено, что в первые часы объем усвоенной информации быстро падает и через 10 часов составляет всего 35% от изученного. Про более позднее время вообще молчим — кривая идет «в пол» — через месяц мы помним около 20%…
Основные Эффекты:
-- основное забывание идет вслед за заучиванием;
-- осмысленный материал запоминается лучше;
-- увеличением количества повторений — не улучшается запоминание, то есть 15 повторов не более эффективны, чем 10 и дальнейшее увеличение — бессмысленно!
-- ну и чистая психология — если вы учите для того, чтобы знать, то запомните информацию лучше.
Что вывела наука?
Эббингауз и последователи, в своих исследованиях феноменов памяти, получили ряд интересных данных. После многократных психологических экспериментов были выявлены следующие закономерности запоминания:
- Простые события могут запоминаться лучше и надолго сохраняться в памяти, всплывая ясно и четко спустя много лет;
- Сложные и не очень интересные или совсем не интересные события как правило забываются, даже если их многократно повторяли;
- При пристальном внимании к тому или иному событию зачастую достаточно однократного его переживания, для того, чтобы в дальнейшем воспроизвести все детали;
- Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь;
- Предварительное повторение материала способствует его более быстрому заучиванию. Тут главное, чтобы число повторений было не очень большим. Для этого повторять надо не до полного изнеможения по 10 раз подряд, а распределять повторения во времени, например, возвращаться к повторениям спустя некоторое время. Не зря советуют все «повторяй утром на свежую голову». Это подмечено давно и всеми, вот только Эббингауз подтвердил экспериментально;
- «Эффект края» — запоминаются лучше всего только первые и последние элементы. Помните, «17 мгновений весны»? Штирлиц, размышляет, выходя из кабинета, — «он запомнит последнюю фразу, и когда его спросят за чем я заходил он скажет…». Из этой же серии запоминается начало и концовка книги, статьи... если автор не умеет "удержать динамику середины";
- Для связи впечатлений имеет особое значение разрозненность или связность событий. Связные запоминаются как правило лучше;
- Усиленное внимание к запоминанию материала не лучшим образом сказывается на его усвоении — не помогу многократные зубрежки;
- Зубрежка без вникания - тоже не позволит запомнить;
- Запоминается отчетливо и надолго то, что человек любит, чем интересуется...
В следующей части статьи я приведу еще ряд феноменов и дам подтвержденные на практике методы, которые я рекомендовал студентам в университете.
Друзья, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, показывайте материал друзьям)
Спасибо!!!!