Теория гештальта, как раздел психологии, зародилась в Германии в 1920-х годах. Пока психологи обсуждают полезность принципов в понимании визуального восприятия информации, дизайнеры и художники используют привлекательную теорию в своих проектах. С одной стороны, знание законов гештальта помогает правильно выстраивать визуальную коммуникацию, в другой стороны — даёт понимание того, как аудитория воспринимает произведение.
Что такое гештальт
Гештальт (форма, образ) – объединение вещей (звуки, визуальные элементы, чувства) в единое целое. Это очень упрощённое понимание гештальт-теории, если вы хотите получить более глубокие знания по теме, то в конце статьи я прикладываю ссылки на дополнительные материалы.
Наряду с такими системами, как модульная сетка, золотое сечение и теория цвета, гештальт теория является принципами, с помощью которых профессиональные дизайнеры выстраивают визуальную коммуникацию.
«Целое не является суммой частей» — Курт Коффка
Ключевая идея
Для понимания законов гештальта в дизайне приведу четыре ключевых принципа гештальт-психологии.
1. Появление
Целое проявляется не сразу, а после прочтения частей. Когда мы смотрим на объект, состоящий из форм (см. рисунок слева), наш мозг сначала идентифицирует точки, а затем проявляется собака.
2. Инвариантность или неизменность
Наш ум очень хорошо распознает сходства и различия. Например литера «М» (рисунок справа) представлена разными стилями, но всё же понимаем, что это та же самая буква. Мы хорошо умеем распознавать объекты независимо от масштаба и расположения в пространстве. Например, знакомого человека мы легко узнаем в любом ракурсе, даже по маленькому фрагменту или обрывку разговора.
3. Реификация
Процесс превращения абстрактных понятий в якобы реально существующие феномены. Наш ум автоматически заполняет пропущенные пробелы в информации. Хотя форма панды (слева) для логотипа Всемирного фонда дикой природы является неполной, наш сознание автоматически заполняет форму и распознает животное.
4. Мультистабильность
Разум стремится избежать неопределенности. Ваза Рубина (справа) представлена в форме, которая имеет два возможных значения, ум не может видеть оба в одно и то же время и переключается между двумя состояниями, чтобы избежать путаницы.
Почему теория гештальта так интересна?
Работа дизайнера облегчается тем фактом, что зритель на самом деле ищет какую-то организацию, то-то такое, что связывает различные элементы. Мы не хотим видеть несвязанный хаос. Дизайнер создаёт определенные подсказки-тригеры, которые помогают зрителю найти связный контекст и единство. В случае, если зритель не находит шаблон, по которому он расшифровывает сообщение, изображение игнорируется.
С начала двадцатого века психологи провели большое исследование визуального восприятия, пытаясь выяснить, как глаз и мозг функционируют вместе. Большая часть этого исследования, имеет технический и научный характер, но некоторые из основных результатов полезны для художника и дизайнера. Наиболее широко известным из этих исследований восприятия называется гештальт-теория визуальной психологии.
Законы гештальта
Самих законов много, здесь я раскрываю только восемь. Читать о гештальт-теории в переводе очень скучно и неинтересно для графического дизайнера, поэтому книги ждут своего часа. Надеюсь, я осилю. Я выделил восемь основных законов гештальта, на курсе по графическому дизайну я рассказываю подробно и с примерами о законах.
1. Закон простых форм (слева)
фундаментальный принцип гештальта. Нам требуется меньше времени, чтобы обработать и распознать простые формы, поэтому мы предпочитаем их сложным. Сталкиваясь со сложными формами, мы склонны реорганизовывать их в более простые компоненты. Вы с большей вероятностью увидите простой круг, квадрат и треугольник, чем сложную и неоднозначную форму.
2. Закон фигура-фон (справа)
Фундаментальная концепция дизайна: контраст черного и белого, переднего и заднего плана. Наше сознание балансирует равновесием восприятия фигуры и фона, в результате чего зритель не уверен в том, что он видит.
3. Закон близости (слева)
Объекты, расположенные ближе друг к другу, образуют группы. Даже если они имеют разные размеры, форму или цвет, они будут отображаться как группа, если они расположены близко друг к другу.
Закон близости использует пространство в качестве объекта. Когда элементы расположены близко друг к другу, они рассматриваются как часть группы, а не как отдельные элементы. Это особенно верно, когда элементы в группе ближе друг к другу, чем к любым элементам вне группы.
4. Закон сходства (справа)
Люди группируют объекты, которые похожи друг на друга не только с помощью пространства. В дизайне это может быть применено к шрифтам, цветам, тексту и стилям заголовков.
Принцип сходства гласит, что при равных условиях восприятие позволяет увидеть общности и различия одного и того же объекта. Люди различают схожие объекты на основе их визуального сходства. Принцип сходства доминирует над принципом близости. Вы увидите фигуру из цифр 7, прежде чем увидите элементы с цифрой 8.
5. Закон смыкания (слева)
Разум поставляет недостающие фрагменты в композиции, если достаточно заметных существенных признаков. Простые формы требуют немного подсказок, в то время как более сложные могут показаться неполными и заставляют зрителя работать усерднее, чтобы заполнить пробел. Закон смыкания ярко выражен в дизайне логотипов.
6. Закон непрерывности (в центре)
Элементы, расположенные на линии или кривой, воспринимаются как более связанные, чем элементы, не расположенные на линии или кривой. Люди найдут линии или контуры и продолжат их за пределами своих конечных точек, если элементы шаблона устанавливают подразумеваемое направление. Простой пример — фотография извилистой дороги, которая выходит за пределы рамок изображения. Это инстинкт следования за рекой, тропой или забором ярко выражен в дизайне сайтов и интерфейсов.
7. Закон симметрии (слева)
качество того, чтобы быть составленным из точно подобных частей, обращенных друг к другу или вокруг оси. Симметричный дизайн сбалансирован и легко понятен зрителю, но может быть визуально неинтересен. Хотя асимметричный дизайн может быть неудобным, он также может привлечь внимание к себе.
8. Закон общей истории (справа)
Гештальт закон общей истории гласит: люди воспринимают визуальные элементы, которые движутся с одинаковой скоростью и/или направлением, как части одного целого. Типичным примером этого является стая птиц.
В следующий раз расскажу о том, как дизайнеры используют законы гештальта в своих проектах. Для затравки приведу несколько логотипов, в которых используется законы фигура-фон и симметрия.
Принципы гештальт теории в создании логотипа
Слева направо рис. A-D.
A — NBC лого, Chermayeff & Geismar & Haviv, 1986.
B — The Chase лого, Chermayeff & Geismar & Haviv, 1961.
С — bp лого, редизайн Landor Associates, 2000.
D — Старбакс лого, редизайн Lippincott, 2011.
Онлайн-курс по графическому дизайну
Это часть блока «Гештальт: правила дизайна» из платного курса о графическом дизайне.
Группа принципов визуального восприятия, разработанная немецкими психологами в 20-х годах. Является фундаментальной основой графического дизайна.