Найти тему

Как пройти собеседование на должность маркетера?

Оглавление

Обычно, собеседование с маркетологом происходит в несколько этапов. Это “фильтрация” некачественных кадров для экономии времени ЛПР на утверждении. Процесс не сильно отличается от стандартного отбора кандидатов на любую. вакансию, но нюансы есть.

Происходит процесс по следующему сценарию:

  • Размещение вакансии.
  • Сбор откликов.
  • Фильтр откликов (качественные/некачественные).
  • Созвон с кандидатами.
  • Приглашение на 1 этап “качественных” кандидатов.
  • 1-е собеседование, фильтрация кандидатов.
  • 2-е собеседование, фильтрация кандидатов.
  • 3-е собеседование, решение о приглашении кандидата на работу (обычно выбор из 2-х кандидатов).

В этом алгоритме можно выделить 4 вехи взаимоотношения работодателя с кандидатом.

Этап 0. Отклик

Здесь и сказать нечего. У тебя должно быть идеально резюме и ты должен написать крутое сопроводительное письмо.

Каждый раз, откликаясь, пиши персональное сопроводительное письмо. Их редко, кто пишет, поэтому ты будешь выделяться.

Что писать в письме? Правду. Вспомни о хитрости, про которую говорили в «сочинении на свободную тему» Начни со слабости. Типа: «Я не особо опытный, но горы сверну». Все советы из 10 заповедей резюме сюда подойдут. Не буду дублировать.

Этап 1. Созвон

-2

Кто обычно проводит собеседование с маркетологом: HR

Задача: отсеить совсем неподходщих, познакомиться, узнать базовые вещи.

Какие вопросы задают: вопросы, связанные с прошлым — автобиография, опыт работы, проекты и т.д. Уточняются, соответствуешь ли ключевым требованиям (например, есть ли авто или владеешь ли английским).

Описание:

Входящий звонок — первая маленькая победа. на пути к трудоустройству. Ты уже прошел предварительный отбор из всех откликов (у тебя же идеальное резюме!). Но это только начало пути к “работе мечты”.

Здесь сложно подготовиться, т.к. ты не знаешь, когда тебе позвонят. Подготовку сведу к одной мысли — будь собой. Это всегда выигрышная тактика. На этом этапе нужно подтвердить свои компетенции, выдвинутые в вакансии. Много вопросов задавать не будут, только базовые вещи.

Этап 2. Первая встреча.

-3

Подготовка

Кто проводит собеседование с маркетологом: HR (+ непосредственный руководитель)

Задача: отсеить слабых, познакомиться, установить тип личности кандидата.

Какие вопросы задают: вопросы, связанные с прошлым — автобиография, опыт работы, проекты и т.д. Часто задаются провокационные вопросы.

Описание:

Перед визитом в офис работодателя нужно подготовиться. Как говорят торговые представители: “Неподготовленный выезд — подготовленный провал”. Собеседование с маркетологом тоже готовится со стороны работодателя.

  • Собери и проанализируй информацию о компании потенциального работодателя. Благо, в интернете ее достаточно для качественного анализа.Глянь конкурентов. Поищи сильные и слабые стороны работодателя. Если информации  нет — это твой шанс! Присутствие компании в интернете — важнейшее улучшение, которое ты должен предложить на собеседовании.
  • Промониторь отзыввы о компании как о работодателе. Например, можно посмотреть ресурс «О работе».
  • Прикинь направления, которые ты создал бы или улучшил бы (см. п. 1)
  • Продумай монолог на вопрос “Расскажите о себе”. Тебе, скорее всего, его зададут.
  • Подготовь вопросы, которые хочешь задать на собеседовании. Работодатели любят, когда им задают вопросы.
  • Подготовь одежду. Деловой стиль. Одежда опрятная, поглаженная, туфли начищенные, галстук по желанию. Важный момент — одежда не должна быть праздничной. Образ Киркорова и Баскова не подойдет.
  • Подготовь себя. Прическа, лицо (для мужчин — бритье, для девушек — дневной макияж), маникюр.
  • Рассчитай время. Приедь на 5-10 мин раньше, но зайди в офис за 2 минуты до назначенного времени. Пока ты будешь искать кабинет или проходить пост охраны, доберешься до места собеседования вовремя.

Встреча

Ты зашел, поздоровался, и тут понеслось…)

Не забывай, что встречают по одежке, а провожают по уму. С первой частью поговорки порядок, переходим ко второй.

Запомни имена всех, кто пришел на собеседование с маркетологом, и обращайся к ним по имени (или по имени-отчеству — смотря, как представились).

Обычно, после приветствия тебя усаживают, достают твое резюме (резюме идеального маркетера!) и просят рассказать о себе. Ты без запиночки рассказываешь заранее заготовленный текст, отвечаешь на попутные вопросы типа “А почему ты выбрал маркетинг?” или “Чем занимаются твои родители?”. Все отлично, ты готовился.

Едем дальше — блок презентации. Представители работодателя рассказывают, для чего им нужен сотрудник, описывают круг обязанностей и цели компании. Запоминай, тебе это пригодится.

Следующий блок — самый сложный — тебя попытаются вывести из зоны комфорта, задавая различные провокационные вопросы. Это могут быть вопросы психологические (типа “Кем ты видишь себя через 5 лет?”), кейсы из маркетинга (“Какой самый “вкусный” цвет?”) или логические (“Из точки А в точку Б выехал мотоциклист….”). Здесь важна не столько правильность ответа, сколько рассуждения и безмятежность. Главной совет — не волнуйся (сложно, но возможно). Попытайся рассуждать вслух, не подавай видимых признаков волнения, попробуй шутить. Этот этап во многом поможет тебе дальше строить диалог. Таких вопросов 2-3, не более.

Ты с гордостью выстоял этот раунд, и тебе дают возможность задавать вопросы. Не стесняйся, спрашивай (ты же готовился). Рассказывай, чем можешь быть полезен компании (и это ты готовил!). Используй то, что тебе рассказали в блоке презентации.

По итогу тебе скажут: “ У нас есть несколько кандидатов. Собеседование с маркетологом — процесс небыстрый. Нам понадобится пару дней.” Не бойся этого, это не значит “Ты нам не подходишь”. Так говорят все. Они действительно перезвонят, если ты хорош (а ты ведь хорош!!!) Поэтому улыбнись, попрощайся и уходи. Выйди, отдышись и жди приглашения на второй этап.

Этап 3. Тестирование

-4

Кто проводит собеседование с маркетологом: HR +непосредственный руководитель

Задача: выяснение уровня компетентности кандидата.

Какие вопросы задают: отраслевые вопросы и тесты.

Тебе позвонили, пригласили на второй этап. Это круто, ты стал еще на шаг ближе к цели. Твоя задача — закрепить успех. Опять же, его закрепить тебе поможет тщательная подготовка.

Вариантов здесь два: первый — тебя просят подготовить какую-то работу и презентовать ее на втором этапе. Второй —приглашают, чтобы протестировать твои возможности «в полях».

Домашнее задание

  • Старайся использовать графические элементы, созданные тобой (не скаченные из интернета).
  • Используй не более 7 элементов на слайде.
  • Акцентируй внимание на главном.
  • Подготовь два файла: первый — сама презентация, вторая — текстовый файл со своей речью.
  • Опирайся на цифры, факты, статистику.
  • Соблюдай единую стилистику (как в речи, так и в презентации)
  • Выдерживай определенную структуру.

В общем —  делай хорошо — это твой шанс показать свои аналитические и творческие способности.

«Полевые» испытания

Подготовься теоретически —повтори основные маркетинговые термины. Меня спрашивали вот о каких вещах: “целевая аудитория”, “портрет потребителя”, “сегментирование”, “позиционирование”, “ABC/XYZ-анализ”, “SWOT-анализ”, “NSW-анализ”, “PEST-анализ”, “точки контакта”, “продающие цвета”, “что такое маркетинг” (очень тонкий вопрос), много вопросов касаемых интернет-маркетинга (контекстная реклама, сайт, SMM, SERM и т.д.), Набор вопросов зависит от рынков работодателя. Подумай, какие известные тебе инструменты применить в компании работодателя.

Помимо теории иногда тестируют твои практические навыки. Это могут быть какие-то маркетинговые кейсы (если ты владеешь теорией — сможешь применить на практике), либо тестовые задания в компьютерных программах. Это будет либо тест по MS Excel, либо по графическим редакторам (PS, CD).

В общем, покажи все, на что способен. Экспресс-курс по маркетингу я вряд ли провести смогу, но основные моменты я описал.

Да, и не забывай про внешний вид.

Этап 4. Собеседование с ЛПР

-5

Кто проводит собеседование с маркетологом : ЛПР

Задача: принять решение о твоем трудоустройстве.

Какие вопросы задают: те же, что и на этапе 1.

Поздравляю тебя с преодолением следующего шага. Осталось совсем чуть-чуть. Финальное собеседование с маркетологом.

Для начала проведу ликбез: ЛПР — лицо, принимающее решение. В больших компаниях маркетинг курирует коммерческий директор (заместитель директора по коммерческим вопросам), руководитель департамента развития, В более мелких — директор.

Директора бывают разными. Тем не менее, их объединяют общие черты: успешность, власть и любовь к деньгам. Твоя задача — доказать, что ты достоин быть сотрудником его компании.

Попробую детализировать. ЛПРу важны две вещи: первое — чтобы с тобой было комфортно работать, второе — чтобы деньги, которые инвертируются в тебя (з/п, налоги и прочие бонусы), окупились. Ты должен ему понравиться и убедить в том, что ты, как маркетолог, способен показать положительный результат.

Ответами на вопросы ты должен презентовать свою профпригодность. Старайся брать инициативу на себя. На практике это не так сложно: обычно руководителям (в отличаи от HR) интереснее слушать конкретные предложения, чем рассказы о твоих родителях и учебе в универе. А понравиться… здесь все индивидуально. На тебя должны играть твои внешний вид, речь, умение слушать. Поможет наблюдательность. Если в кабинете у ЛПР, например, висит фото с 30-килограммовой щукой, то можно сделать вывод, что он рыбак, и использовать это в диалоге.

Как итог

Все эти этапы могут объединяться или делиться. Какие-то этапы могут отсутствовать, но система отбора персонала во всех компаниях примерно одинакова. Возможны варианты с проведением первого этапа собеседования по телефону или e-mail (меня так тоже интервьюировали). Но все равно собеседование с маркетологом всегда сводится к одному алгоритму.

Я постарался описать процесс отбора персонала на своем личном опыте. Я 23 раза (из того, что вспомнил) участвовал в собеседовании и 21 раз из них меня брали. Два раза я провалил собеседование из-за того, что приехал без подготовки. В остальных случаях руководствовался этими правилами и всегда слышал заветное “Мы хотим Вас пригласить работать. Когда вы готовы приступать?”. Эти слова всегда приятно слышать, даже если у тебя есть предложения поинтереснее.

-6