Когда-то я мечтала о таком наставнике:
- он подскажет, как и куда идти, и будет подсказывать постоянно;
- его спросишь – он тут же даст исчерпывающий ответ;
- его не спрашиваешь, а он всё равно знает, что тебя тревожит/интересует, и ведёт мудрые речи на нужные темы…
Потом я поняла, что так – не будет. И хорошо, что не будет, потому что Бог не просто так наделил человека свободной волей и разумом. Выбирать путь и находить ответы нужно самостоятельно.
Но всё-таки совсем без наставников было бы грустно.
* * *
Когда меня спрашивают о наставниках, первой мне вспоминается Аргира Валериановна Игнатенко.
Мой научный руководитель, потративший на меня уйму времени и сил, потому что, как она сказала: «У меня все аспиранты всегда защищались блестяще, а ты моя последняя аспирантка, и я хочу, чтобы твой уровень был таким же». Ей было уже за 80, и я не могла её подвести.
Я приезжала к ней в гости – позаниматься, получить наставления, услышать замечания и иногда – похвалу. Просто пообщаться. И оказывалась в непередаваемой атмосфере настоящего профессорского дома.
За чашкой чая она рассказывала мне о своей жизни, о том, как с ранней юности пришла в науку, о ее руководите, как они с мужем переехали из Москвы в Свердловск, о книгах… Я слушала, как чудесные сказки.
Она научила меня писать научные работы. Научила буквально с нуля. И ввела в мир науки, в котором я не совсем «своя», а так, стою у самых дверей. Но без Аргиры Валериановны я в этот мир вообще бы не попала.
* * *
Конечно же, наставников в моей жизни было много.
Евгений Владимирович - первый заведующий кафедрой, под чьим руководством мне пришлось работать. Остался для меня образцом вдумчивости и эрудиции, спокойной находчивости, внимательности к окружающим. Образцом того, каким должен быть настоящий Профессор.
Моя мама. Первый наставник. Как много она дала мне, я понимаю только сейчас. И то, наверное, далеко не в полной мере. Честность, ум, забота – это было у неё и это она старалась взрастить в нас, детях.
Университетские преподаватели. Тут всё понятно: без них не было бы моих знаний. Впрочем, не только знаний.
Помню, как наш преподаватель по «Теории государства и права» ласково говорил студентам, не подготовившимся к занятию: «Затрудняетесь? Задолженность.» До сих пор удивляюсь этому умению сочетать мягкость и требовательность.
* * *
Главными моими наставниками с детства и по сей день были и остаются книги.
Они помогают видеть Пути, они дают мудрые советы и отвечают на незаданные вопросы.