Найти в Дзене
Mikhail Subotyalov

Место аюрведической медицины в России

Впервые в России интерес к аюрведической медицине был проявлен в 1989 г. после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Тогда между правительствами Индии и России были проведены переговоры об открытии в Минске аюрведического лечебного центра, в котором занимались лечением детей, пострадавших от взрыва на АЭС. В 1990 г. при МЗ СССР был создан отдел по интеграции аюрведической медицины в российскую систему. Аюрведическая медицина была внесена в «Перечень видов медицинской деятельности». Однако некоторое время спустя, этот отдел был расформирован, и в 1998 г., несмотря на положительный опыт применения в России, аюрведическая медицина была исключена из «Перечня видов медицинской деятельности». В 1993, 1999, 2002 и 2014 гг. были подписаны российско-индийские меморандумы об интеграции аюрведической медицины в здравоохранение РФ. В 1996-1998 гг. индийские аюрведические врачи продолжили лечение пострадавших во время аварии на Чернобыльской АЭС. В эти же годы сотрудники клиники Московского НИИ пед

Впервые в России интерес к аюрведической медицине был проявлен в 1989 г. после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Тогда между правительствами Индии и России были проведены переговоры об открытии в Минске аюрведического лечебного центра, в котором занимались лечением детей, пострадавших от взрыва на АЭС.

В 1990 г. при МЗ СССР был создан отдел по интеграции аюрведической медицины в российскую систему. Аюрведическая медицина была внесена в «Перечень видов медицинской деятельности». Однако некоторое время спустя, этот отдел был расформирован, и в 1998 г., несмотря на положительный опыт применения в России, аюрведическая медицина была исключена из «Перечня видов медицинской деятельности».

В 1993, 1999, 2002 и 2014 гг. были подписаны российско-индийские меморандумы об интеграции аюрведической медицины в здравоохранение РФ. В 1996-1998 гг. индийские аюрведические врачи продолжили лечение пострадавших во время аварии на Чернобыльской АЭС.

В эти же годы сотрудники клиники Московского НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ в течение двух лет проводили совместные исследования со специалистами в области аюрведы из Индии.

За этот период методы и средства аюрведической медицины были эффективно использованы при лечении детей с различными заболеваниями. Этот первый в РФ опыт применения аюрведических методов в педиатрии показал возможность и эффективность их использования при ряде заболеваний.

При всех положительных тенденциях применения аюрведической медицины существует ряд вопросов, которые необходимо решать посредством государственного регулирования.

По мнению специалистов ВОЗ, для качественного и безопасного применения аюрведических методов и лекарственных средств, традиционные медицинские системы должны иметь свою собственную кодификацию, регулирование, преподаваться системно, применяться в лечебной практике.

В России большой вклад в развитие аюрведической медицины внес Игорь Иванович Ветров (1963-2014) – врач, который вел обширную научно-исследовательскую работу в области аюрведической медицины.

В 2006 г. Минздрав РФ утвердил Типовую программу ДПО для врачей по традиционной аюрведической медицине (144 часа). Эта программа, разработанная сотрудниками кафедры нелекарственных методов лечения и клинической физиологии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, сотрудниками Факультета организации национального и международного здравоохранения, кафедры физической реабилитации и спортивной медицины РМАПО, составлена в соответствии с Приказом № 1221 МО РФ.

Отечественная система регистрации лекарственных средств не выделяет препараты традиционной медицины из общего реестра; поэтому большое число аюрведических препаратов, которые давно и хорошо зарекомендовали себя на российском аптечном рынке, стали привычными и не воспринимаются как аюрведические. Это такие препараты, как «Лив.52», «Цистон», «Спеман», «Линкас», «Доктор Мом». Об эффективности и востребованности аюрведического подхода косвенно свидетельствует неуклонный рост продаж этих средств – в среднем, на 25% ежегодно.

Аюрведическая медицина предоставляет российским ученым обширное поле для научных исследований в области фармакологии и открывает широкие возможности для ее использования в клинической практике. Особо следует отметить, что в России имеются огромные ресурсы лекарственных растений, которые могут быть использованы в традиционной медицине. В этом смысле важное значение будет иметь совместная работа российских и индийских ученых, способствующая повышению результативности исследований.

В 2015 году в РФ создана Национальная Аюрведическая Медицинская Ассоциация.

Таким образом, в наши дни аюрведическая медицина представляет собой эффективную комплементарную научно обоснованную традиционную медицинскую систему, которая активно входит в медицинскую практику. Ее использование в нашей стране нуждается в законном, квалифицированном, научно-обоснованном применении в системе здравоохранения, открытии в России исследовательских, учебных и лечебных аюрведических учреждений.

Литература.

1. Егорышева И.В., Суботялов М.А. Традиционная аюрведическая медицина: история и современное состояние // Материалы Международной научно-практической конференции «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья» 8-9 апреля 2014 г. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья. М. 2014. – Выпуск 1. С. 102105.

2. Суботялов, М.А. Традиционная аюрведическая медицина: источники, история и современное состояние: монография / М.А. Суботялов; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2014. – 192 с.

3. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Медицинское образование в традиционной аюрведической медицине // Сибирский педагогический журнал. № 6, 2012. – С. 186–191.

4. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Учебная литература традиционной аюрведической медицины // Сибирский педагогический журнал. № 9, 2012. – С. 51–54.

5. Суботялов М.А., Сорокина Т.С., Дружинин В.Ю. Этапы развития аюрведической медицины // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. № 2, 2013. – С. 57–60.

Ссылка для цитирования: Суботялов М.А. Место аюрведической медицины в здравоохранении России // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. – 2015. – № 3. – с.181-182.