Перечитал книгу “На крючке” (Hooked) и собрал ее ключевые идеи в одном материале. В книге рассказывается о том, как сформировать у человека привычку использовать продукт или сервис. Авторы называют это моделью крючка, которая состоит из четырех этапов:
- Триггер
- Действие
- Вознаграждение
- Инвестиция
Рассмотрим их подробнее.
1. Триггер
Триггеры бывают внутренними и внешними.
Внешние триггеры — это раздражители, которые содержат в себе призыв к действию. Самый простой пример — push-уведомление, которое просит оценить поездку в такси или ответить на сообщение.
Внутренние триггеры тесно связаны с мыслями и чувствами людей. Например, скука может выступать триггером к открытию фейсбука. Подобные ассоциации возникают лишь после многочисленных повторений череды действий. Поэтому, чем больше человек использует продукт, тем сильнее привычка.
2. Действие
Чтобы триггер переходил в действие, авторы советуют придерживаться правила “легче сделать, чем подумать”. В этом хорошо продвинулись соцсети. Нам проще кликнуть на вкладку уведомлений, чем подумать, насколько это важно в данный момент.
Авторы предлагают три мотиватора, которые повышают вероятность совершения действия:
- получить удовольствие или избежать боли
- получить надежду или избежать страха
- получить социальное признание или избежать социального неприятия
3. Вознаграждение
Цель вознаграждения — удовлетворять потребности людей и побуждать их снова пользоваться продуктом. В книге предлагается три типа вознаграждений.
Вознаграждение племени — стремление к социальному одобрению. К нему относятся лайки, оценки и статусы. Например, Medium называет меня топ-автором в теме “дизайн”, из-за чего у меня возникает мотивация поддерживать этот статус. (Чертовы манипуляторы).
Вознаграждение добычей — стремление к обладанию материальными ресурсами (казино, биржи) или информацией (соцсети, новости).
Внутреннее вознаграждение — стремление к внутреннему удовлетворению от собственного мастерства или завершения какого-либо дела. Например, прохождение компьютерной игры или образовательного курса.
4. Инвестиция
Чем больше действий совершает пользователь, тем сильнее привычка. Добавив первую фотографию в инстаграм, вы с большей вероятностью станете его постоянным пользователем. Это произойдет по двум причинам: вы вложите в сервис частичку личной информации и лучше поймете, как работает сервис (пройдете сценарий и сделаете первый шаг к созданию привычки).
Этика
Во время чтения, у меня возникали вопросы этичности приведенной модели. Но чуть позже я понял, что модель крючка можно использовать и на благо. Например, создавая сервисы, которые прививают людям привычку к самообразованию или спорту. Поэтому этичность описанных методов зависит от области применения.
Публикация сообщества The Design Times (Telegram, Instagram).