Найти тему

«Ненавижу музыкалку…»: кружки не по интересам

Родители, поступая «как лучше», калечат психику детей

«Драмкружок, кружок по фото – это слишком много что-то», – писала советская поэтесса Агния Барто в 1934 году. Она и представить не могла, сколько кружков приходится посещать современным детям.

Этот крик души смертельно уставшего от жизни человека переслала в редакцию мама десятилетней девочки. Её дочь переписывалась с подругой-ровесницей: «Ты спрашиваешь, почему я не хожу гулять? Ты просто не знаешь, как я живу. Каждый день у нас 7–8 уроков – ведь у меня гимназия, а не обычная школа. После уроков иду в музыкалку. Потом – на теннис. А по вечерам – английский, с которого мы с мамой топаем обратно в темноте по лужам и приходим домой измученные, с мокрыми ногами».

-2

Никогда не прощу

В самом дополнительном образовании нет ничего плохого. Но всё хорошо в разумных пределах. Реалии же последних лет показывают, что, выбирая кружки и секции для собственных чад, родители руководствуются чем угодно, только не здравым смыслом и интересами ребёнка.

«Я очень люблю своих родителей, но музыкальную школу никогда им не прощу», – это уже пост в соцсетях. Автор – женщина бальзаковского возраста. Отец героини в своё время хотел получить музыкальное образование, но не смог и решил во что бы то ни стало дать его дочери.

Преподаватель НГУ, психолог и медиатор Ирина Сякина называет несколько причин столь разрушительного родительского поведения: «Очень часто родители пытаются реализовать в детях собственные нереализованные потребности, как, например, в случае с героиней, которая пишет про музыкальную школу».

Другой распространённый мотив – боязнь будущего. Конкуренция в обществе усиливается. Многие родители считают своим долгом дать ребёнку как можно больше компетенций, думая, что в будущем это повысит их конкурентоспособность, сделает более успешными людьми.

Но есть и другие мотивации. Например, властность. По наблюдениям Ирины Сякиной, примерно четверть родителей удовлетворяют свою потребность во власти за счёт детей: «Если у человека эта потребность выражена достаточно сильно и не реализована в социальной сфере – он не начальник на работе и даже не старший по подъезду – такой родитель довлеет над ребёнком: приказывает, заставляет».

Наконец, категория родителей, получивших на просторах Интернета обидное прозвище «яжематери». Для таких мам важно, чтобы, переписываясь в инстаграме с подругой, она могла назвать больше кружков и секций, которые посещает её сын. С интересами ребёнка, опять же, это не имеет ничего общего.

-3

Благодарить не будут

Чем руководствоваться, выбирая дополнительное образование для ребёнка? Ирина Сякина советует прежде, чем записываться в музыкальную школу или спортивную секцию, присмотреться к склонностям сына или дочери: что нравится – петь, рисовать, строить из кубиков, шить платья куклам, бегать и гонять мяч. А потом проанализировать, что из этих занятий получается лучше. «Выбирать нужно ту сферу деятельности, в которой интересы и склонности совпадут», – советует психолог.

К сожалению, многие родители действуют по принципу «я лучше знаю» и заставляют детей заниматься тем, что им не нравится, приговаривая, мол, ты потом меня благодарить будешь. «Не будет! – уверяет психолог. – Это очень опасная линия поведения, убивающая у детей способность мыслить, принимать решения и нести за них ответственность. Достичь успеха в жизни, занимаясь тем, что ты ненавидишь с детства, – невозможно».

Психолог и тьютор Елена Миркина:
– Родители не знают, о чём разговаривать с ребёнком, чем заниматься вместе с ним. Вакуум пытаются заполнить дополнительным образованием. Родительские функции таких мам и пап сводятся к функции контроля: какие оценки получил в школе, что сказал тренер в спортсекции. Виды дополнительных занятий, как правило, выбирают родители. Следствием этого становится психологическая инфантильность детей: они не хотят хотеть, так как их с детства отучают от собственных желаний. Подобных проблем не бывает в семьях, где есть тесный эмоциональный контакт между родителями и ребёнком, когда они много времени проводят вместе, доверяют друг другу и где к ребёнку относятся как к личности.