Электросамокаты фирмы Halten появились на Российском рынке относительно недавно, и активно привлекают внимание покупателей, на момент написания статьи (март 2019г.) модельный ряд состоит из трех моделей, в этом обзоре я постараюсь максимально подробно познакомить Вас со средней моделью Halten RS-02, и покажу как и из чего сделан этот электросамокат.
Заявленные характеристики выглядят многообещающе:
Максимальная скорость: 55 км/ч
Пробег на одном заряде: 60 км
Аккумулятор: Lithium-lon 48 B, 24Ah
Мощность двигателя: 1200 Вт
Вес:27 кг
С более подробными характеристиками Вы можете ознакомиться на сайте:
https://halten-russia.ru/products/39/
Скажу честно я очень ждал дня, когда это электросамокат наконец окажется у меня «в руках»
Первым ВАУ была, как ни странно, упаковка самоката, красочная, глянцевая коробка, с надписями полностью на русском языке. Внутри коробки самокат держат вставки из вспененного полиэтилена, а не пенопласта, как это бывает обычно.
Вместе с самокатом в коробке лежит зарядное устройство и папка с сервисной книжкой и краткой инструкцией по эксплуатации.
Оба документа качественно отпечатаны на толстой бумаге.
Дешевого запаха Китая из коробки не было.
Перед выездом из магазина колеса подкачивать не пришлось, наоборот их нужно было немого подспустить до 3,5 атмосфер. Вспоминая опыт знакомства с Kugoo M4, проверил люфт механизма складывания- явного не заметил, фара и звуковой сигнал так же работали, боковая подсветка в RS-02 однотонная красная.
Единственное, что мне пришлось сделать перед выездом, это чуть-чуть подтянуть тормозные тросики, после чего со спокойной душой выдвинулся в сторону метро. При дневном свете обнаружил, что показания бортового компьютера абсолютно не видны.
На ходу самокат стабильно держал прямую, на длинной и широкой деке очень удобно стоять.
При спуске в метро по лестнице порадовало наличие ручки над задним крылом
которая очень помогала нести самокат, однако вес 27кг все же заставил прижать край деки к бедру и немного испачкаться, но это меня не особо расстроило. Когда ставил самокат на пол после спуска, услышал стук в задней подвеске, забегая вперед скажу, что стук этот повторялся каждый раз после переноски.
Перевозка в вагоне метро вызвала знакомый большинству владельцев самокатов дискомфорт из-за габаритов,
ну и то, что не в каждой модели поездов деку можно задвинуть под сидения.
Так же обнаружилось, что габаритный фонарь упирается в стенку вагона раньше, чем крыло, что заставляло обращать внимание на положение самоката чтобы не отломать фонарь
По дороге от метро к дому, немного полихачил по-весеннему, немного влажному асфальту.
В пассажирский лифт обычного панельного жилого дома самокат вошёл только по диагонали, но поместился, что порадовало. Прибыв домой после примерно 4 км общего пробега, сняв рюкзак и куртку увидел, что мелкие брызги из-под заднего колеса достали и до меня
владельцам Halten RS-02 придется придумывать небольшой брызговик на заднее крыло. Так же не помешали бы и пыльники на передние и задние амортизаторы, следы брызг отчетливо видны и на них.
В целом на позитиве от поездки, перед сном внимательно почитал инструкцию, порадовало, что есть описание программирования бортового компьютера.
В сервисной книжке доступно написаны периодичность ТО, телефон горячей линии Halten, и даже место для отметок о прохождении ТО.
В настройках компьютера есть пункт «P7 плавный / быстрый старт», как выяснилось экспериментально, речь идет не только о рывке при начале движения, а о динамике в целом.
В не нагруженном состоянии при резком нажатии на курок газа в режиме плавного старта, обороты двигателя растут значительно медленнее, чем при быстром. Ну а изменением параметра количества магнитных полюсов на 17, я еще в дороге подогнал показания спидометра бортового компьютера к скорости по GPS. После корректировки, на полностью заряженной батарее мотор раскручивался на холостых оборотах до 50 км/ч вместо первоначальных 55 км/ч.
Батарея Halten RS-02 расположена внутри деки выполненной в виде короба, закрытого сверху крышкой. Для ее снятия необходимо открутить 8 болтов, но этого было недостаточно, крышка все равно не трогалась с места. Аккуратно приподняв край отверткой стало понятно, что крышка приклеена на герметик. Пришлось ножом аккуратно разрезать его тонкий слой между декой и крышкой. Глядя на следы герметика на крышке можно сказать смело, что от брызг или при попадании под дождь самокат защищен прилично, но не полностью.
В сервисной книжке предлагается сделать дополнительную гидроизоляцию.
Батарея внутри деки надежно приклеена на толстый и эластичный двусторонний скотч.
Согласно этикетке, батарея 48в 24Ач, максимальный зарядный ток 5А.
Корпус батареи затянут в термоусадочную пленку, торцы и выводы проводов надежно загерметизированы, а основной корпус выполнен из достаточно толстого текстолита.
Батарея конфигурации 13S 9P
собрана из элементов Dynabat MX18650-26P, судя по цифре «26» имеют емкость 2600мАч.
Сайт производителя: http://www.dynabat.net/en/pd.asp?classid=33&proid=758&s=z
Заявленная максимальная токоотдача 2C или 5,2А на элемент. BMS батареи способна пропускать 40А. Разрядный тест было решено проводить током около 10А (1,1А на ячейку).
По окончанию теста полностью заряженная батарея отдала ровно 24Ач
и нагрелась до 42 градусов. То, что емкость соответствует заявленной это отлично, а вот нагрев меня насторожил. В жару, при быстрой езде на максимальных заявленных мощностях, если они соответствуют действительности, есть вероятность, что батарею можно будет перегреть. Максимальная рабочая температура элементов 18650 не должна превышать 60 градусов. Для контроля перегрева используют BMS с датчиком температуры, но в установленной BMS датчика нет.
Несмотря на наличие на деке двух зарядных разъемов
в комплекте с самокатом идет только одно зарядное устройство с током 2А
во время его работы находиться с ним в одном помещении не комфортно, встроенный вентилятор шумный, и не высокого качества, мало того, что крыльчатка шумит, еще и корпус вибрирует, дополняя шум гулом. Как вариант, можно заменить вентилятор или понизить его обороты резистором, саморезы, скрепляющие корпус, находятся под этикеткой.
На самом горячем элементе схемы установлен очень маленький радиатор
возможно его увеличение избавит от необходимости принудительного обдува. Само по себе зарядное устройство работает странно: после включения зеленого индикатора зарядка прекращается примерно на 30 сек, а потом снова включается, после трех таких циклов, стало понятно, что дозаряжаться батарея будет еще очень долго- зарядка была отключена, на момент отключения батарея заряжалась уже более 13 часов, напряжение было 54.4В или 4,16В на ячейку, на лицо недозаряд. Внимательный осмотр BMS показал, что балансировочных резисторов в ней нет, присутствует только разъем для подключения балансира.
Так как BMS поддерживает зарядный ток 5А, на мой взгляд, приобрести второе зарядное устройство 2-3А просто необходимо, зарядки такой мощности бывают вообще без вентилятора. Второй вариант: приобрести одно зарядное устройство 5А и пользоваться только им одним. Учтите, подобная замена может отразиться на гарантийном обслуживании.
Контроллер спрятан под «полочкой» к которой крепиться механизм складывания.
Закреплен он на двусторонний скотч. По маркировке выдает ток 25А
Контроллер компактный, 6-ти фетовый, элементы на плате аккуратно собраны, часть проводов в не самой недешевой ПВХ изоляции, силовые провода силиконовые.
При отключении разъема мотора обнаружил, что провода датчиков холла мотора просто заизолированы
а значит контроллер безсенсорный, это может отрицательно сказывается на плавности начала движения, и езде на малых оборотах. Так же такой контроллер заставляет работать мотор на малых оборотах шумнее.
Гайки, оси мотора прикручены на фиксатор резьбы, что явно плюс.
От проворачивания в дропаутах ось мотора фиксируется шайбой с лепестком, без нее ось стоит очень свободно.
Согласно гравировке на крышке, мотор имеет мощность 1200Вт.
Вес мотора в сборе 4647гр.
Вес статора 1876гр.
Обмотка уложена очень плотно, видно, что края утрамбовывали, в нескольких местах на изоляции были замечены сколы лака на отдельных жилах.
Лучше, конечно, чтобы сколов не было. Подложка обмотки текстолитовая, высокотемпературная.
Ширина магнитопровода статора 40мм
Вес ротора с покрышкой 2239гр.
Клей под магнитами есть. Ширина магнитов 40мм
В моторе установлены закрытые подшипники 6202-RS
Снаружи подшипники дополнительно защищены сальниками.
Рама самоката выполнена в основном из двух материалов. Короб деки, маятник задней подвески, заднее крыло, ручка для переноски траверса передней вилки и ее шток выполнены из стали, остальные части за несколькими исключениями алюминиевые.
Перья передней вилки не разборные, на шток сильно летит грязь, корпус царапается песком, попавшим под пружину. для надежной и мягкой работы хорошо было бы нанести на него смазку и закрыть пыльником.
Клиренс самоката 110 мм. С уменьшением в районе подставки.
Задняя подвеска выполнена с двумя симметрично расположенными амортизаторами, маятник крепится к деке длинным болтом.
В начале обзора я говорил о стуке в задней подвеске, причиной его является слишком длинная резьба на этом болте.
Удивляет отсутствие подшипников или втулок в таком нагруженном механизме. На мой взгляд, этот болт хорошо было бы убрать в трубку и набить ее смазкой.
Жесткость подвески регулируется, внутри корпуса амортизатора демпфера нет.
Механизм складывания выглядит добротно, толщина профиля 8мм, работает легко,
понравилось наличие предохранителя от случайного сложения.
Основание «гуся» крепится к полке усиленной ребром жесткости
Насколько надежно полка будет принимать на себя нагрузки покажет только время.
Покрышки- бескамерные, размерность мотоциклетная, 80/60 – 6”, обода цельные, алюминиевые, бескамерную шину снять без специального оборудования не повредив обод будет крайне сложно, при проколах это не особо важно, так как можно поставить жгут, а вот при ремонте пореза сложности будут.
внешний диаметр соответствует 10”
Для проверки мощности контроллера использовался ваттметр, который по блютус передает данные в реальном времени на смартфон и рисует графики.
Тестовые заезды для определения максимальной скорости и мощности проводился при температуре +4 градуса.
За несколько коротких заездов с интенсивными разгонами и въезд на подъем на виадук показали, что максимальный ток контроллера не поднимается выше 20А что соответствует мощности около 1000вт.
Максимальная скорость самоката на свежезаряженной батарее была замерена трижды, при движении в противоположных направлениях одного и того же участка дороги, выше 38 км/ч разогнаться не удалось.
За более чем 20км в режиме «газ в пол» резкого нагрева ни мотора и батареи не выявлено, но в летнюю жару ситуация может измениться.
Дорожное покрытие местами было сырым и грязь обильно поливала тормозные машинки, но на работоспособности тормозов это не сказалось, тормозные калиперы выполнены с закрытой верхней частью и грязь с заднего крыла напрямую на колодки не попадает, работоспособности тормозов хорошо способствуют и перфорированные тормозные роторы диаметром 140мм с внешним краем типа «звезда».
Подводя итог обзора озвучу несколько, на мой взгляд, основных моментов:
«+»
- Соответствие фактической емкости батареи заявленной.
- Хорошая устойчивость и управляемость на скорости.
- Неплохая базовая гидроизоляция.
- Мягкая работа подвески.
«-»
Заявленная максимальная скорость 55 км/ч не соответствует
действительности, в реальности самокат развивает максимум около 40 км/ч.
- При моторе с заявленной мощностью 1200 Вт, контроллер выдает всего около 1000Вт.
- BMS без режима балансировки и датчика температуры батареи.
- Показания на дисплее бортового компьютера не видны при дневном свете.
- Необходимость замены оси маятника задней подвески.
P.S.
Об истории марки Halten, можно почитать на основном сайте фирмы:
О самом основателе информации найти не удалось.