Найти тему
Открытая семинария

История – Фельетонная Наука? Посмеёмся вместе!

Оглавление

"История – Фельетонная Наука!"

Такое признание сделал замечательный историк, специалист по истории Средневековья, философ и писатель Умберто Эко. Творчество этого историка и писателя с давних пор увлекало меня, возможно, во многом направило мой путь. Да, никогда не знаешь, какими последствиями может отозваться нечаянный просмотр фильма. Помню, как в местном тульском кинотеатре, которого больше нет, осенним вечером смотрел фильм – Имя Розы. Этот фильм снят по одноименному роману итальянского писателя Умберто Эко. Только тогда я этого не знал. Потом я неоднократно читал этот роман, читал и другие работы Эко. И это еще больше разожгло мой интерес к истории – который и так с детства горел огоньком.

Умберто Эко
Умберто Эко

Так что, во многом благодаря тому осеннему вечеру в восьмидесятые годы, как теперь принято говорить – прошлого века – я сделался тоже в каком-то смысле историком, и тоже специалистом по средневековью. Моя докторская диссертация (университет им. Андрюса, 2000, при участии о. А. Мейендорфа, в ту пору Ректора Св. Владимировской семинарии в Нью-Йорке) была посвящена изучению вопросов религии в Русское Средневековье. Отголоски происшествий в том монастыре, о которых повествует роман Имя Розы, стали слышны и в моей жизни. Я тоже сделался священнослужителем – как и многие герои Умберто Эко. И тоже, как и он, сделался писателем, автором исторических романов. И тоже – философом, в своем роде. Только – религиозным философом, не философом постмодерна, каким был Эко. То есть, как видите, я этому человеку, ныне покойному, во многим обязан. И путь, в каком-то смысле, я прошел схожий.

Разница

Но есть одна принципиальная разница между тем, к чему пришел я, и к чему пришел Умберто Эко и (часто вслед за ним) большинством современных историков, вольно или невольно, сознательно или бессознательно. Я сейчас скажу об этой принципиальной разнице – для того, чтобы вы определились: для вас ли и все другие мои материалы – или вам более подойдет подход постмодерна, который вам искать не надо, и который сам вас найдет. Я представлю ясно и просто. На одном примере.

Баудолино

Баудолино
Баудолино

В одном из своих романов, Баудолино, Умберто Эко выражает свое отношение к истории как к науке. Баудолино – это умный малый, живущий в Средние века, трудами которого до нас дошли (по сюжету романа) многие из имеющихся у нас исторических сведений. Так сказать, столп истории. Так вот, как выясняется, Баудолино этот, малый, как я сказал уже, умный, он писал свою историю, как ему надо было, как настроение у него было, какая погода была... Любая мелочь могла радикально изменить весь курс Всемирной истории. Баудолино слышал и о других, таких же фантастических историях, расказанных другими историками, на службе у других королей. Да, Баудолино был, по роману, на службе у Фрибриха Барбароссы. Так вот, в те времена – как и всегда – писалось много фантастических историй, восхваляющих кого-то или что-то, или, наоборот, высмеивающих. Истории зависели, конечно, от заказчика, но и такие как Баудолина, люди творческие, со своими восторгами и страстями, интрижками и амбициями выводили такие кренделя истории, что современным фантастам до них далеко.

В общем, со вздохом, во многом вздохом облегчения, Умберто Эко делает вывод: история – это фельетонная наука, и мы совершенно ничего не можем знать о ней, но это не значит, что мы не можем ею наслаждаться. Напротив, из ее недр мы извлекаем материалы, которые складываем в то, что нам приятно и интересно. Так что, хотя история и фельетонная наука, потому что она – не больше, чем фельетон, то она остается в удел... писателям. Переносом почти всей своей академической и писательской деятельности в исторические романы Умберто Эко подчеркнул, что его романы – это такая же «достоверная» версия история, как и что угодно. Каждый человек должен писать себе свою историю прошлого, а если не может – пусть найдет себе подходящую. Благо, их сейчас хватает, в избытке.

Исторический пазл

-4

В принципе, это как раз то, что я вижу вокруг себя, то, что происходит сегодня с людьми. На YouTube вы найдете что только хотите. Каждый выбирает себе свою историю – какая нравится. Потому что, действительно, часто в ее пользу можно найти не меньше «фактов», что и против нее. Но она нам нравится. И это – все решает. И я вот думаю – а чем я отличаюсь? Да, я в своих исторических статьях и книгах порой сыплю фактами, сносками, исследованиями и т.д. Но не такой ли я, как и Умберто Эко, пишущий свою историю как не более, чем роман? Ведь и я назвал раз своих статей, посвященных скифам и славянам – Легендой.

Да, на что-то большее, чем написание очередной легенды историку сегодня рассчитывать не приходится. Ну, или приходится занимать прилично оплачиваемую позицию защиты определенного фельетонного наследия, одной определенной фельетонной традиции над другой. Тем, кто смотрит, читает и слушает историков – это тоже надо понимать. Иметь ввиду.

Так вот, к делу. Чем мои Легенды (или вообще все мои статьи и книги по истории) отличаются В ПРИНЦИПЕ от других? Возможно, если вы читали что-то, вы уже уловили что-то такое, почуяли, как говорят. Попробую этот странный, непривычный для вас запах, привкус моих работ немного расшифровать. Я, в принципе, вынужден почти во всем согласиться с Умберто Эко и его взглядом на крайнюю субъективность как источников, так и наших интерпретаций. За одним «но».

Я – христианин, священнослужитель и богослов. И мой подход к истории основывается на том принципе, на котором, как мне кажется, может только, по крайней мере в глазах христианина, основываться история. Это – то, как история человечества, его прошлого, настоящего и будущего, представлена в хрониках и пророчествах Библии. Да, в Библии есть множество исторических материалов и пророчеств, достаточно подробных и ясных, если рассматривать их в правильном контексте. И эти материалы не только охватывают ВЕСЬ исторический период человечества, от Творения, и до Второго Пришествия Иисуса Христа, но и снабжают историю структурой, оценкой событий, их чередой, значимостью, хронологией и многим другим. Другими словами, Библия имеет свой особенный взгляд на историю, и развитием этого взгляда она развивается последовательно, от пророчества к пророчеству. И его ни с чем не спутаешь. Он сразу чует – что его, что не его.

Так вот, мой подход, к сожалению достаточно уникальный пока, состоит в том, чтобы тоже, так сказать, определиться с выбором той исторической Легенды, которая будет определять мои взгляды на прошлое, и иногда даже радикально менять их. Я не могу более претендовать на объективность. Никто не может. И я выбираю для себя, грубо говоря – Библейскую Легенду истории. Для меня она – не легенда, конечно, но история, переданная в записях и пророчествах авторитетного источника для всех христиан, мусульман и иудеев, Ветхого Завета. Вот такие правила «игры в бисер», «игры в историю» я для себя принял. И стараюсь делать это последовательно.

И вот, что хочу сказать. Я надеялся, когда налагал на себя, как на историка, такие ограничения «христианского историка», такие «вериги», что это оградит меня от многого исторического мусора.

-5

Но это самоограничение, это принятие того, что я называю – строгие библейские предпосылки – оно дало мне гораздо большее, чем фильтр. Моя новая позиция (новая для меня, по крайней мере) почти сразу же начала открывать захватывающие новые горизонты истории, которые прежде не виделись, не замечались, за горами мусора. Когда начинал эту «игру» в начале еще девяностых, с моими первыми публикациями на тему библейской матрицы истории, я еще не знал – на какие еще горизонты я выйду. Я едва мог вынести на своих хрупких плечах уже то, что только начинало мне тогда открываться. А на сегодняшний день эта ноша только сделалась тяжелее. Но и плоды тоже созрели. Поэтому я и начал делиться теми мыслями и наблюдениями, которые до сих пор просто вынашивал.

Вот такая моя амбиция, такой подход, друзья. Он, наверное, может быть интересен лишь тем, кто сам хочет и может сознательно принять для себя какой-то авторитет. Я сразу признался, под каким авторитетом я нахожусь. Если вам интересна та перспектива история, которая открывается с того верблюда, на котором я сижу – я уверен, вы не будете разочарованы. То, что я вижу – умиляет и зачаровывает, поражает и утешает. Людей доброй воли, я имею ввиду. Кого-то, естественным образом, раздражает.

И вот, в частности, приведу один пример, что касается МНОГОЧИСЛЕННЫХ библейских пророчеств о потерянных коленах Израилевых. Об этом я много в последнее время писал. Некоторые итоги. Библия полна благословений, данных этим коленам. О них множество пророчеств. Им должно было быть потерянными, и в конце концов – найденными. Найденными, согласно пророчествам и обещаниям, как десять великих народов («царств»). И одиннадцатое, самое главное и самое благословенное колено, Колено Ефремово, по пророчествам наследует царство. Это с одной стороны. Это – Библия. С другой мы имеем полный кавардак в понимании той же европейской истории, которая происходила у нас под носом. В пятом веке нашей эры Рим падает, и его место занимают невесть откуда (с востока) пришедшие племена. Кто они? Откуда? Я задался этим вопросом, потянул эту ниточку скифов, которую вы можете увидеть в моих предыдущих публикациях. И я обомлел от открывшейся мне картины.

Да, для меня, например, стало очевидно – об этом я давно пишу – что потерянные колена Израилевы не надо далеко искать. Они в европейских народах, и в славянах – Ефреме. Я в своих статьях и публикациях, на своём канале YouTube использую археологию, историю, культурологию, анализы ДНК. И все эти ниточки свиваются в прочную веревку. Но я открою вам, друзья, то, о чем я обычно не говорю в своих статьях, открою вам то, что на самом деле делают мою «веревку истории», или лучше сказать – цепочку, крепкой. Это – мое обращение к пророчествам и мое доверие тому историческому авторитету, который только и может, на мой взгляд, направить любой исторический поиск в правильное русло. Я не ставлю конечным авторитетом Клесова, Карамзина, Гиббона, Эко, YouTube, археологию, анализ ДНК. Мне все это интересно, все это я использую. Мой самый конечный авторитет – Слово Божие. Вот, облегчил душу, признался в своих предпосылках. И дай Бог каждому понять – на каких предпосылках выстраиваем свои взгляды и идеи мы сами?

Оставайтесь с нами, друзья! Впереди у нас – настоящие приключения в истории. Будем разбираться с Баудолино.

-----

Если вам интересна история нашей Родины - России, вы можете купить мою книгу "Славянское христианство"

Работа над книгой «Славянское христианство» была начата еще в 1992 году, когда я заинтересовался движением новгородско-московских верующих пятнадцатого столетия. Результатом моего первого исследования была вышедшая спустя несколько лет небольшая книжечка под названием «Еретики, или люди, опередившие время». С тех пор исследование темы славянского христианства периодически выходило на передний план моих интересов, и тогда работа над новой, расширенной редакцией книги продолжалась. Но только сейчас у автора достало времени переработать и пересмотреть собранные материалы, скомпоновать их, добавить некоторые новые источники и идеи. Надеюсь, книга поможет тем, кто хотел бы взглянуть на малоизвестные, но отнюдь не маловажные, страницы истории русского христианства. С тем, возможно, чтобы еще раз ответить самим себе на извечные вопросы: кто мы? откуда? куда идем? Что касается названия книги — понятно, что не может быть христианства славянского, германского, американского, и т. д. «Когда христианство впервые возникает», – утверждает Альбер Камю, – «оно не представляет собой философию, но гармоничное сочетание высоких стремлений веры, которые помещены в определенный контекст, и в нем же ищут свои ответы». Религия, безусловно, имеет свое социокультурное выражение, которое обычно определяется, во-первых, господствующей церковной традицией, а во-вторых — культурной традицией народа. Говоря о славянской христианской традиции, автор имеет ввиду особенности вероучения, религиозного обряда и повседневной практики верующих, присущие семье славянских народов (чехи, Моравы, болгары, русские, украинцы и др.) до развития в их среде Римско-католической (у западных славян) или Греко-православной (у восточных славян) традиций. Первая книга из серии истории славянского христианства ставит своей целью рассмотреть ранние периоды восточно-европейского, или славянского, христианства с учетом тех многоразличных факторов, которые в своей совокупности и очертили самобытные контуры славянской, в том числе и Русской, христианской традиции. Вторая книга фокусируется на одном конкретном проявлении этой традиции – Новгородско-московском движении, разгром которого во многом определил успех новой, заимствованной из Византии религиозной традиции. Первая книга показывает также, каким образом европейские и азиатские группы христиан иудео-христианской традиции повлияли на формирование Восточноевропейской христианской культуры. Данное исследование повествует о нелегком пути русского христианства, о борьбе двух вышеназванных традиций в первые века своего сосуществования. Читателю предлагается взгляд на историю русской Церкви, который учитывает не только видение исторического процесса с точки зрения восторжествовавшего на определенном этапе византизма, но и те исторические перспективы, которые открываются сегодня исследователям, проявляющим интерес к русской и славянской духовности. О.А. Жиганков, доктор исторических наук
Работа над книгой «Славянское христианство» была начата еще в 1992 году, когда я заинтересовался движением новгородско-московских верующих пятнадцатого столетия. Результатом моего первого исследования была вышедшая спустя несколько лет небольшая книжечка под названием «Еретики, или люди, опередившие время». С тех пор исследование темы славянского христианства периодически выходило на передний план моих интересов, и тогда работа над новой, расширенной редакцией книги продолжалась. Но только сейчас у автора достало времени переработать и пересмотреть собранные материалы, скомпоновать их, добавить некоторые новые источники и идеи. Надеюсь, книга поможет тем, кто хотел бы взглянуть на малоизвестные, но отнюдь не маловажные, страницы истории русского христианства. С тем, возможно, чтобы еще раз ответить самим себе на извечные вопросы: кто мы? откуда? куда идем? Что касается названия книги — понятно, что не может быть христианства славянского, германского, американского, и т. д. «Когда христианство впервые возникает», – утверждает Альбер Камю, – «оно не представляет собой философию, но гармоничное сочетание высоких стремлений веры, которые помещены в определенный контекст, и в нем же ищут свои ответы». Религия, безусловно, имеет свое социокультурное выражение, которое обычно определяется, во-первых, господствующей церковной традицией, а во-вторых — культурной традицией народа. Говоря о славянской христианской традиции, автор имеет ввиду особенности вероучения, религиозного обряда и повседневной практики верующих, присущие семье славянских народов (чехи, Моравы, болгары, русские, украинцы и др.) до развития в их среде Римско-католической (у западных славян) или Греко-православной (у восточных славян) традиций. Первая книга из серии истории славянского христианства ставит своей целью рассмотреть ранние периоды восточно-европейского, или славянского, христианства с учетом тех многоразличных факторов, которые в своей совокупности и очертили самобытные контуры славянской, в том числе и Русской, христианской традиции. Вторая книга фокусируется на одном конкретном проявлении этой традиции – Новгородско-московском движении, разгром которого во многом определил успех новой, заимствованной из Византии религиозной традиции. Первая книга показывает также, каким образом европейские и азиатские группы христиан иудео-христианской традиции повлияли на формирование Восточноевропейской христианской культуры. Данное исследование повествует о нелегком пути русского христианства, о борьбе двух вышеназванных традиций в первые века своего сосуществования. Читателю предлагается взгляд на историю русской Церкви, который учитывает не только видение исторического процесса с точки зрения восторжествовавшего на определенном этапе византизма, но и те исторические перспективы, которые открываются сегодня исследователям, проявляющим интерес к русской и славянской духовности. О.А. Жиганков, доктор исторических наук
Заказать книгу можно написав сообщение в группе "Открытая семинария".

---

Понравилась статья? Не пожалейте сил нажать "палец вверх", поделиться статьёй с друзьями или прокомментировать! А чтобы не пропускать новые статьи, подпишитесь на мой канал и/или заходите на мой сайт "Духовный миллионщик". Там много интересного.