Продолжение. Начало в № 43 (863) от 30 октября 2013 г.
«Уфимская жизнь» от 13 мая (30 апреля).
«Привет Верховному Правителю»
Освобожденная Уфа вчера имела счастье приветствовать Верховного Вождя возрождающейся России, адмирала А.В. Колчака.
Не в пример другим городам освобожденной России, Уфа второй раз переживает процесс избавления от большевистского гнета. И именно потому, что нынешнее освобождение является вторым по счету, Уфа особенно его ценит. Ибо есть глубокая разница между освобождением Уфы летом 1918 г. и весной 1919 г.
Первый раз Уфа избавилась от большевиков, чтобы подпасть под власть по-лубольшевиков, тех самых трубадуров интернационализма, которые в сущности вырастили и выпестовали большевизм в России. Конец венчает дело, и пребывание Вольских и других бывших представителей печальной памяти «комуча» по ту сторону фронта красноречиво говорит о том характере, который хотели придать охватившему летом 1918 г. города Поволжья национальному движению бывшие представители сама-ро-уфимской власти.
Совсем иным представляется освобождение Уфы весной 1919 г. Избавившись от тяжкого гнета советской власти, Уфа немедленно вошла в орбиту той государственной организации, которая, правильно определив стоящие перед ней грандиозные исторические задачи, идет по пути их разрешения в одном направлении, проникнутом государственной мудростью и не допускающем уклонов и отступлений в ту или иную сторону.
В 1918 г. Уфа освободилась от власти одной партии, чтобы получить власть другой партии. В 1919 г. Уфа, как и все освобожденные и освобождаемые города, избавились от власти партий, чтобы получить власть национальную и государственную в лучшем смысле этих двух слов, к сожалению, опошленных за время революции.
Вчера на долю Уфы выпало счастье встречать и приветствовать Верховного носителя этой столь ценной для всех честных граждан национальной и государственной власти.
Верховного Правителя приветствовали вчера представители самых разнообразных общественных групп и организаций.
Стоя всецело на той платформе, которая неоднократно излагалась Верховным Правителем во время его первой поездки на фронт и которая вчера была изложена в его речи в уфимской думе, платформе, определяющейся стремлением к воссозданию России, установлению в ней прочных основ законности и правопорядка и доведению ее до национального Учредительного Собрания, мы присоединяем и свой голос к тому сонму приветствий, которые были произнесены вчера в городской думе.
— Привет Верховному Правителю!
Комментарий автора. В статье упоминается В.К. Вольский — один из лидеров партии эсеров, возглавляющий самарское правительство (Комуч) в июне-сентябре 1918 г. Также в этом тексте весьма занимательно отражено то обстоятельство, что внутри антибольшевистского лагеря сравнение кого-то или чего-то с большевиками стало привычным ругательством. Надо сказать, что к моменту приезда Колчака в Уфу его армия уже стала терять позиции, достигнутые в ходе весеннего наступления. Красная армия перешла в наступление на Восточном фронте.
В том же номере статья «Верховный Правитель в Уфе»
11-го мая в Уфе было получено известие о приезде Верховного Правителя в город утром 12-го мая. Городское самоуправление немедленно же приняло меры для встречи Верховного Правителя и выработало совместно с представителями военного и гражданского ведомства порядок дня, который и был принят. Утром, часов в девять, на вокзале собрались представители военного ведомства, городского и земского самоуправления, духовного мусульманского управления и начальники различных учреждений. На перроне был выстроен почетный караул от русских и иностранных войск.
Ровно в 9 часов тихо подошел поезд. Все замерло. Через некоторое время оркестр заиграл встречу, раздалась команда «на караул». Верховный Правитель вышел из вагона, принял рапорт, обошел фронт и поздоровался с представителями, собравшимися на левом фланге.
С вокзала Верховный Правитель вместе с небольшой свитой и встречавшими его лицами на автомобилях и лошадях проследовал в кафедральный собор, где был встречен местным духовенством во главе с преосвященным Николаем. Перед началом молебна Владыко, обращаясь к Верховному Правителю, произнес приветственную речь, призывая благословение Божие на великий подвиг борьбы за освобождение во имя тех исторических начал единения с церковью, расторжение с которыми привело родину почти к гибели. Приняв от Владыки благословение, Верховный Правитель остался на молебен, по окончании которого отбыл в городскую думу, где к этому времени уже собрались по приглашению городского головы гласные и представители различных национальных групп и правительственных учреждений.
На лестнице при входе в думу Верховного Правителя встретили городской голова, товарищ председателя думы и члены управы.
Пройдя в зал и раскланявшись с присутствующими, Верховный Правитель остановился на приготовленном для него месте и выслушал речь, произнесенную товарищем председателя думы М.Ф. Зубакиным от имени собрания гласных думы.
Речь представителя гор. думы
М.Ф. Зубакин в своей речи, выражая чувство глубокой признательности на высокую честь, оказанную Верховным Правителем городскому самоуправлению настоящим посещением, указал на ту радость, с какой встречают Верховного Правителя собравшиеся здесь граждане, как вождя той победоносной армии, которая освободила исстрадавшийся город от кровавого кошмара господства большевиков.
Вместе с тем, г. Зубакин коснулся в своей речи и тех принципов, которые положены Верховным Правителем в основу своей политической деятельности. Верность этих принципов — борьба с большевиками до полной победы, водворение в стране правопорядка и спокойствия и по достижении тех первых задач предоставление гражданам возможности правильного и свободного волеизъявления в общепринятых европейских формах — лучший залог сочувствия всего общества, быстрое создание победоносной армии — лучшее ручательство за полный успех предпринятого дела.
Наблюдая Вашу деятельность Верховного Правителя, — отметил Зубакин, — мы убедились, что у Вас имеется счастливое сочетание и политической мудрости и непоколебимо-твердой воли, личного мужества и организаторского таланта. При таких данных мы искренно верим в близкую победу и освобождение всей страны. Пусть же тот колокольный звон и наши приветствия послужат предвестием того звона и тех народных кликов, которые раздадутся с высот Московского Кремля и колоколен сорока соро-ков сердца России, освобождение которой уже близко.
Да здравствует Верховный Правитель Адмирал Колчак!
Да здравствует руководимая им победоносная армия!
Речь была покрыта искренним, громким «ура»!
Речь Верховного Правителя
Благодарю за приветствия, выраженные мне. Вам, гражданам г. Уфы, только что пережившим ужасы большевистского господства, особенно должна быть понятна происходящая сейчас борьба. Во многих местностях Сибири большевизм еще не изжит, население не испытало того, что пережила Уфа, что переживает население местностей, где побывала большевистская власть, большевистское военное командование. В каком положении сейчас находится г. Уфа, в таком же приблизительно положении находятся и многие другие местности; а там дальше, по мере освобождения новых областей Европейской России, картина всеобщей разрухи, внесенной большевиками, станет еще рельефней. Расстроены все отрасли го-
Подготовил Александр БАРАНОВСКИЙ
сударственной жизни страны: финансы, торговля и промышленность, нет у нас и внешней торговли. Нарушены в корне прошлые земельные отношения, жизнь требует новых форм. Перед нами стоит эта великая земельная проблема во всей своей широте, чрезвычайной сложности и запутанности. Приняв на себя верховную власть и верховное главнокомандование, я считаю необходимым высказать те основные задачи, которые я ставлю себе. Первая и основная задача — это вооруженная борьба с вооруженными силами большевиков. Никакие государственные преобразования, никакая государственная работа немыслимы без уничтожения живой силы большевиков. Отсюда необходимость идти по пути создания вооруженной силы, по пути создания армии. С невероятными трудностями в течении двух месяцев в зимний период, неустанной работой офицеров удалось создать, кроме действовавшей ранее сибирской армии — армию западную. Это результат работы моей и правительства, а также громадной работы офицерства и командного состава, создавших из остатков народной армии западную армию, которая освободила теперь Уфимский край и готова к новым операциям и подвигам.
Только уничтожив вооруженные силы большевиков, мы сможем дать населению мир, дать спокойствие стране. Только по совершенном уничтожении вооруженной силы большевиков и всех их организаций мы можем этого достигнуть. Дать населению мир, возможность вздохнуть свободно, положить конец происходящему сейчас взаимному истреблению — вторая основная задача власти.
Когда же настанет успокоение, когда прекратится война, можно будет подумать и об установлении окончательных форм государственного устройства России. Не предрешая их, я считаю, что единственным путем для этого является Национальное или Учредительное Собрание, которое свободно и независимо выразит волю народа. Эта воля и определит формы будущего государственного строя.
И вот задача создания нормальных условий для производства свободных выборов в это Национальное Собрание — это третья, основная моя задача.
И если мне удастся довести страну до Национального Собрания, я буду считать свою задачу выполненной.
Неправильно думать, что эта сложная задача может быть скоро выполнена мною единолично, группой, даже небольшой частью лиц командного состава, лиц, группирующихся около меня. Необходима поддержка и помощь общества, нужно, чтобы общество прониклось сознанием логической необходимости достижения поставленных задач. И если общество меня поддержит, пойдет по пути, мною избранному, то мы скоро выполним поставленные основные задачи. Поэтому я рассчитываю на помощь и поддержку как с вашей стороны, так и со стороны новых местностей, которые будут постепенно освобождаться.
Избранный мною путь — единственный, возможный при настоящих условиях, есть путь бесконечной борьбы с большевиками и все, что мешает этому, все, что вредит этому, должно быть отброшено.
Еще раз благодарю за приветствие и искренно желаю совместной со мной работы вашей по возрождению великой счастливой родины.
После этого Верховный Правитель прошел в кабинет городского головы, где ему был предложен чай и представлены депутации от национальных групп, различных организаций и учреждений.
Комментарий автора. Из текста следует, что Колчак все-таки предпочитал термин «национальное собрание». К тому времени колчаковцы успели расстрелять ряд членов разогнанного Лениным Учредительного собрания.