Найти тему
Елена Холмова

Путь. О, дивный новый мир!

Мне повезло. Меня не только взяли в аспирантуру, но и назначили замечательного научного руководителя. Оборотной стороной везения стало то, что писать диссертацию пришлось долго и тщательно.

Выбор темы проходил приблизительно так:
- Лена, подумайте, на какую тему Вы хотели бы писать работу…
По прошествии некоторого времени предлагаю три темы.
- Очень хороший, вдумчивый подход. Но материал набрать будет трудно. Лучше возьмите вот эту тему (ооочень далёкую от тех, что предлагала я)…

Аргиры Валериановны уже нет в живых (Царство ей Небесное!), но я помню, как внимательно и по-доброму она со мной работала, как читала и возвращала с замечаниями 5(!) вариантов моей диссертации. Спасибо ей за всё.

В последующие годы ездить в Екатеринбург пришлось не раз.

Кроме общения с руководительницей из того периода лучше всего запомнился огромный кот, не желавший слезать с рук обаятельнейшей преподавательницы английского языка, которая помогала мне подготовиться к сдаче кандидатского минимума. А ещё – попытка осуществить лечебное голодание, совершенно невозможная дома, и очень лёгкая в чужом городе. И минуты ощущения покоя – роскошь, недоступная в обычной круговерти дел.

* * *

Окончательно выбрав преподавательскую карьеру, я с головой погрузилась в новую жизнь, встретив немало сюрпризов.

Выбранный путь не разочаровал: он оказался труднее и многогранее, чем представлялось вначале, но было интересно.

- Написать методичку к понедельнику? Я не против. Но как она хоть должна выглядеть?

Кто это мне сказал, что преподавание будет оставлять много времени на общение с детьми? Ах, никто? Сама решила? Ну-ну…

Суббота, а у меня занятия. Взять с собой детей, что ли? Они ведь сегодня не в садике. По дороге пообщаемся, и бабушке спокойнее, и им веселее, чем дома сидеть. А мне на работе дети особых хлопот не доставят: посидят в аудитории, порисуют. Ну, или на кафедре…
Кто ж знал, что в результате два весёлых создания полдня будут бегать от кафедры к аудитории и обратно, внося оживление в тихую академическую жизнь?

- Кто придумал, что лекции должен читать опытный преподаватель, а семинары может вести и ассистент?
Лекцию готовлю я, я точно знаю, как она пройдёт, здесь всё зависит от меня. На лекции студенты спокойно сидят и пишут, что им диктуешь.

А на семинарах милые студенческие личики периодически то ухмылялись, то выражали скуку и полнейшее нежелание работать. И попробуй их расшевелить!

Экзамены – вообще кошмар. Двойки ставить – студентов жалко, тройки – неприятно, а если четверки и пятёрки ставить не за что, то просто хоть убегай с экзамена. Иногда думалось, что лучше всего забинтовать себе руку и сказать: «Не могу писать!».

Юристов мы тогда не готовили, моими студентами были экономисты, и следовало ещё убедить их, что право им нужно.

Это уже потом, позже у нас появились студенты-юристы.

- Я буду преступников ловить! Зачем мне это наследственное право?
- А ты подумай. Убит человек. Кто его убил? Откуда ты узнаешь, кому выгодна его смерть, если тебе не известно, кто может претендовать на наследство?
В ответ – широко раскрытые от удивления глаза и фраза:
- Да, точно, придётся учить.

Отличным бонусом, удержавшим в те годы меня и многих других на преподавательской стезе, был приход большого числа людей на «второе высшее». Это (массово!) были те, кто имел знания и опыт по какой-то иной специальности, но сделал для себя вывод о необходимости комплексного и полноценного изучения права.

Они схватывали всё на лету, они навскидку приводили примеры применения норм, связанные с их профессиональной деятельностью, они спорили – аргументированно, иногда воинственно и жёстко. С ними было умопомрачительно интересно.

Однажды я принимала экзамен в группе «второго высшего». Часа три, наверное, принимала. В итоге смотрю в ведомость – все «отлично». И зачем, спрашивается, тратила своё и чужое время? Можно было сразу всей группе пятёрки поставить и отпустить с миром.

Период таких групп прошёл очень быстро, это была какая-то временная чудесная аномалия. Но хорошие студенты были всегда. И будут, я надеюсь.

И ещё для меня ценно то, что многие мои студенты пришли, откликнувшись на Зов, очень похожий на тот, что привёл меня на мой Путь.

Продолжение следует.

Что было до этого:

Зов: https://zen.yandex.ru/media/id/5c69172cf9dba900ae60a3ec/put-zov-5c91007d31b65e00b3933831

Нет!: https://zen.yandex.ru/media/id/5c69172cf9dba900ae60a3ec/put-net-5c9242d018209f00b3547395

Пересечение порога: https://zen.yandex.ru/media/id/5c69172cf9dba900ae60a3ec/put-peresechenie-poroga-5c943b8a7d64ba1226b6ebc8