Пенисы, любите вы их или нет, они везде: в древних фресках, модернисткой скульптуре, живописи ренессанса, современном паблик-арте. Мир искусства буквально одержим гениталиями
Древнеримские города и поселки были усеяны фаллосами повсюду. Пенис использовался как символ оружия, власти и даже плодородия. Считалось, что сексуальная энергия защищала людей, призывая силу бога Фаскина. Предметы быта в форме эрегированного члена — обычное дело для дома римлянина, а булыжники, отмеченные пенисом, указывали проход к борделю. Амулеты с пенисом носили даже дети, чтобы излечиться от болезней.
Пенис был настолько тесно связан с властью, что часто использовался как символ войны и украшал форму генералов, вступающих в битву. Интересно, что гомосексуальность в Риме считалась вполне естественной, но только в активной позиции. Проникать позволялось в женщин и рабов. Являться свободным мужчиной и вступить в сексуальный контакт как принимающая сторона означало символическое отречение от своей власти. Солдат же такие контакты приводили к казни.
Греки на общем фоне выделялись. В то время как практически у всех древних культур — от Мексики до Японии — царил культ большого члена, Греция была уголком, где этого гротеска избегали. Большие гениталии, наоборот, считались некрасивыми и комичными. Если верить Аристофану, то идеал мужской красоты включал светлую кожу, широкие плечи, крошечный язык, крепкие ягодицы, грудь без волос и маленький пенис.
На полях нескольких средневековых рукописей можно обнаружить зеленых летающих пенисовых монстров, члены в виде шапочек и плодов, растущих на деревьях. Писари в те времена, должно быть, скучали за работой не меньше, чем современные студенты.
Кстати о деревьях. Вам не показалось. Фреска городского фонтана из Масса-Мариттимы действительно изображает дерево, на котором растут пенисы. Под его кроной явно происходит что-то греховное. Женщины у самого ствола дерутся за плоды. Другая, что стоит подальше от них, сбивает палкой понравившийся "фрукт", а дама в красном платье, похоже, уже спрятала его внутри себя. Есть мнение, что компания женщин в правой, плохо сохранившейся части фрески, занимается мастурбацией.
В эпоху ренессанса рисовать реалистичные фаллосы не было кошерным искусством, а вот спрятать в произведении парочку эротических закусок — другое дело. Использовать фрукты как сексуальную метафору научились задолго до эпохи инстаграма.
Практически каждый объект в рамке фрески Рафаэля — сексуальный символ: чего только стоит баклажан двусмысленной формы, тыква и персики.
Мало кто отличался умением так хорошо прятать фаллические символы в своих произведениях, как прерафаэлиты. Иногда тень на столе — не просто тень.
Искусство эволюционировало, появлялись новые школы и техники, а пенисы продолжали красоваться на полотнах художников. Особенно интересно развлекались модернисты. Коломан Мозер запечатлил вполне четкую фигуру юноши в открытой позе среди импрессионистких мазков, Шилле изобразил себя в процессе мастурбации, а Дали пририсовал герою своей картины очень большую третью ногу.
Появляется Фрейд со своей идеей о фаллоцентризме. Он заявляет, что фаллос — один из столпов западного общества, и дает толчок развитию художественного представления этой идеи.
В 1920 году Константин Бранкузи представляет скандальную “Принцессу Х” — скульптурное изображение французской принцессы Марии Бонапарт. Публика была шокирована золотой статуей, так сильно напоминающей пенис.
Сексуальная революция 60-х — 70-х буквально еще больше подогрела интерес художников к теме. Мужские гениталии были почти повсеместно исследованы в разных областях искусства. Среди наиболее известных авторов: Луиз Буржуа, Робберт Мепплторп, Энди Уорхол, Яеи Кусама.
Статуи пениса вошли в мир массовой поп-культуры и прочно в нем закрепились благодаря "Заводному апельсину" Кубрика с кинетической скульптурой Германа Маккинка.
Современные художники не отстают от своих предшественников, по-разному раскрывая и развивая фаллическое искусство. Джейми Маккартни, прославившийся стеной, состоящей из слепков женских вульв, создал аналогичное произведение с пенисами, Кристен Фредерикс продолжает вязать милые пенисы, больше похожие на детские игрушки, чем на половые органы.
Отдельного внимания заслуживает акционизм, в частности Петр Павленский с его акцией на Красной площади и "вставший" член арт-группы "Война" на Литейном мосту в Санкт-Петербурге. А вот забавный пример того, как изображение пениса приносит реальную пользу: уличный художник Wanksy, прославившийся своими дорожными граффити, указывающими на ямы.
Еще больше искусства ищи у нас в Телеге!