Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Интересные факты о советском танке Т-80

В 1976 году на вооружение ВС СССР приняли танк Т-80. Эта машина многим походила на своих предшественников – Т-64 и Т-72. Более того, первые опытные образцы будущей «восьмидесятки» основывались на шасси Т-64. А боевое отделение Кировской машины изначально было полностью унаследовано от Т-64. Но, несмотря на сходства, Т-80 обладал рядом особенностей, выделявших его не только из семейства советских ОБТ, но и на мировом рынке.

Модификации Т-80 стали последними танками СССР. Но во многом Т-80 был и остается первым.
Модификации Т-80 стали последними танками СССР. Но во многом Т-80 был и остается первым.

Танк «Ла-Манша»

С легкой руки западной пропаганды Т-80 получил прозвище «танк Ла-Манша». Этот титул был обусловлен динамикой машины. Благодаря 1000-сильному газотурбинному двигателю, 42-тонный танк достигал скорости на шоссе в 80 км\ч. А динамика разгона была сравнима с гражданским транспортом.

Советский Т-80 из состава ГСВГ. Снимок, сделанный американскими разведчиками. Новый советский ОБТ  стал предметом пристального интереса заруюежных спецслужб
Советский Т-80 из состава ГСВГ. Снимок, сделанный американскими разведчиками. Новый советский ОБТ стал предметом пристального интереса заруюежных спецслужб

Все это удобно ложилось в пропагандистскую парадигму, согласно которой именно советские танки будут на острие атаки на западный мир. По неизвестным причинам, из источника в источник переходил миф о том, что в случае обострения отношений, советские Т-80 в течение 48 часов смогут дойти до Ла-Манша.

Согласно пропагандистской теории, Т-80, за счет своей динамики, в течении 48 часов смогут достичь Ла-Манша.
Согласно пропагандистской теории, Т-80, за счет своей динамики, в течении 48 часов смогут достичь Ла-Манша.

Первый танк с газотурбинным двигателем

В 1966 году шведы приняли на вооружение свой «безбашенный» танк Strv 103, особенностью которого была газотурбинная силовая установка, работавшая в паре с многотопливным дизелем. Но небольшой ГТД мощностью в 330 сил был вспомогательным агрегатом.

ГТД-1000 - силовой агрегат первых Т-80. 1000-сильный газотурбинный двигатель впервые в истории был применен в танке
ГТД-1000 - силовой агрегат первых Т-80. 1000-сильный газотурбинный двигатель впервые в истории был применен в танке

И лишь через 13 лет на свет появился танк с единой газотурбинной силовой установкой – Т-80. Для этого конструкторам пришлось решить ряд вопросов. Так, главной проблемой ГТД в гусеничной технике оставалась запыленность и высокий расход топлива, который ограничивал запас хода танков. Первую проблему решили прямоточными циклонами и центробежными вентиляторами, которые обеспечивали чистоту поступающего воздуха. Также, ГТД-1000Т получил понижающий редуктор, который позволял преобразовывать скорость вращение силовой турбины до 3 тысяч оборотов (с 26 тысяч). Все это обеспечило мотору Т-80 приемлемый «аппетит» и ресурс на уровне 500 моточасов.

Высокая мощность обусловила изрядную динамику. Т-80 прославился своими прыжками на показательных выступлениях, за что получил титул "летающего" танка.
Высокая мощность обусловила изрядную динамику. Т-80 прославился своими прыжками на показательных выступлениях, за что получил титул "летающего" танка.

Первый танк со встроенной ДЗ

Развитие танка Т-80 – Т-80У стал первым в мире ОБТ со встроенной динамической защитой. Если на Т-80БВ устанавливалась навесная ДЗ «Контакт-1», то его наследник получил ДЗ второго поколения – встроенную динамическую защиту «Контакт-5». Она была эффективна не только против кумулятивных средств поражения, но и могла противодействовать подкалиберным снарядам и ПТУР.

Т-80У, принятый на вооружение в 1985 году, стал первым в мире танком со встроенной динамической защитой
Т-80У, принятый на вооружение в 1985 году, стал первым в мире танком со встроенной динамической защитой

Так, в 1985 году Т-80У стал новой вехой в защите советских танков.

Зарубежный хит

В отличие от Т-72, Т-64 и Т-80 в бытность СССР не служили под чужим флагом, оставаясь «советским эксклюзивом». Ввиду этого, интерес иностранных армий в «летающем» танке был велик. И когда «железный занавес» пал, многие Т-80 уехали за границу.

Корейские Т-80У из дивизии "Молния". Партия танков была передана из РФ в счет погашения советского долга
Корейские Т-80У из дивизии "Молния". Партия танков была передана из РФ в счет погашения советского долга

В 1992 году, еще секретный танк, через подставные фирмы был продан в Великобританию. Считается, что британцы «поделились» покупкой с американской стороной. А спустя три года самый совершенный советский танк привезли в Китай. Причем потенциальные покупатели смогли испытать советскую машину под покровом ночи, что бы позже отказаться от покупки и форсировать создание своего Type 99.

До появления у корейцев танка K1A1, советские "восьмидесятки" были основой танкового парка страны
До появления у корейцев танка K1A1, советские "восьмидесятки" были основой танкового парка страны

Крупную партию Т-80У первыми заполучили в Южной Корее - наряду с БМП-3 эти танки были переданы в счет советского долга. Более того, до начала 2000-х, советские танки были авангардом южнокорейских ВС. А в 1996 году 41 танк Т-80У приобрели ВС Кипра. Через 13 лет киприоты докупили еще 42 машины.

Т-80У на параде в честь Дня независимости Кипра, 2012 год
Т-80У на параде в честь Дня независимости Кипра, 2012 год

Таким же образом 66 единиц Т-80БВ белорусы продали в Йемен, а украинские Т-80УД отправились в Пакистан. Все это делает «восьмидесятку» одним из самых распространенных «истинно советских» танков в зарубежных армиях.

Самый мирный танк

Т-80 был не только самым совершенным советским танком, но и самым дорогостоящим. Причем это было справедливо как для производства, так и к эксплуатации. По этой причине, боевой путь 80-й серии едва ли не самый скромный среди всех советских танков.

Т-80УД Таманской дивизии на Калининском мосту в Москве. Примечательно, что последний танк СССР прошел "боевое крещение" лишь на закате страны - сыграв  вэтом символичную роль
Т-80УД Таманской дивизии на Калининском мосту в Москве. Примечательно, что последний танк СССР прошел "боевое крещение" лишь на закате страны - сыграв вэтом символичную роль

«Боевое крещение» приняла самая совершенная модификация – Т-80УД. Символично, что последний ОБТ СССР участвовал в расстреле Белого Дома 4 октября 1993 года. Фактически, шесть танков Кантемировской дивизии, двенадцатью выстрелами поставили точку в истории страны, их породившей.

Российские Т-80БВ в Чечне. Предположительно, машина из состава 133-го гвардейского отдельного танкового полка
Российские Т-80БВ в Чечне. Предположительно, машина из состава 133-го гвардейского отдельного танкового полка
Уничтоженный Т-80БВ, Первая чеченская война
Уничтоженный Т-80БВ, Первая чеченская война

Следующим эпизодом стала Первая чеченская война, где Т-80Б и БВ применялись в битве за Ханкалу и во время штурма Грозного. За эту кампанию было потеряно до 30 машин.

-13
Т-80БВ в Йемене, 2015 год. На вооружении правительственный войск находилось 66 машин, из которых минимум одна была потеряна
Т-80БВ в Йемене, 2015 год. На вооружении правительственный войск находилось 66 машин, из которых минимум одна была потеряна

Последним, на данный момент, эпизодом применения Т-80 является война в Йемене, где были задействованы «белорусские» Т-80БВ. Считается, что на этом театре было безвозвратно потеряно два танка.

Спасибо за внимание! По ссылкам ниже – иные тексты о легендарном «летающем» танке: