Людовик XIV в своих "Мемуарах" пояснял сыну, что развлечения короля - это развлечения всего народа. Во времена, когда были написаны эти строки, развлечения стали почти синонимом просвещения. Утверждаемые и поощряемые вкусами и предпочтениями королей Франции художественные и в целом культурные традиции государственной элиты, распространяясь, формировали культурный менталитет нации. Музыка стала необходимой и естественной частью существования короля. Людовик XIV, истинный знаток и ревнитель искусства музыки и танца, возвёл их на небывалую высоту.
В 1652 году на службу к Людовику XIV поступил молодой музыкант, итальянец Жан Батист Люлли. Он сделал стремительную карьеру, став "маэстро королевской фамилии", получил дворянство и огромное состояние. Обладая незаурядным умом, сильной волей, организаторским талантом и честолюбием, Люлли, с одной стороны, находился в зависимости от королевской власти, с другой - сам оказывал большое влияние на музыкальную жизнь не только Версаля, Парижа, но и всей Франции.
Люлли участвовал в придворных балетах в качестве автора музыки, постановщика, актера и танцора, сочинял инструментальную музыку, а сотрудничество с Мольером помогло ему войти в мир французского театра.
8 января 1687 года, дирижируя своим произведением Te Deum по случаю выздоровления короля, Люлли поранил ногу наконечником трости-баттуты, которой в то время отбивали такт. Рана развилась в нарыв и перешла в гангрену. 22 марта 1687 года композитор скончался.
Lully. Armide Ouverture
Церемониальный марш (здесь можно увидеть, как именно отбивали такт во времена Люлли)
Lully - Atys - Entrée et danse des Zéphyrs
Ещё о музыке королей: