Создатели внешнего вида тенниса.
Рене Лакост
В коллекции осень-зима 2015 года модный дом Lacoste выпустил футболку с надписью René did it first! (Рене сделал это первым). Лакост стал первым дизайнером поло для игры в теннис, изобрел теннисную пушку и металлическую ракетку.
Ровно 100 лет назад во время Открытого чемпионата США по теннису француз вышел на корт в собственноручно сшитом белом поло, что было весьма амбициозно, ведь ее крой кардинально отличался от приевшейся одежды для игры в теннис того времени. Этот человек очень хорошо знал, что такое теннисная форма тех лет – традиционная сорочка, брюки и трикотажный пуловер. И это дико неудобно. Единственным преимуществом был белый цвет, поскольку эффективно отражал солнечные лучи.
Благодаря коротким рукавам и легкой трикотажной ткани, из которой было выполнено поло Рене, спортсменам стало еще легче переносить игры в сильную жару, расстегнутые пуговицы позволяли дышать полной грудью, а поднятый воротник не давал шее сгорать на солнце.
До того, как запатентовать бренд Lacoste, Рене дважды становился первой ракеткой мира и десять раз чемпионом «Большого шлема» (семь раз в одиночном разряде и трижды в парном). В 1933 году он завершил карьеру в большом спорте и совместно с владельцем крупнейшей трикотажной фабрики во Франции Андре Жилье основал La Société Chemise Lacoste.
Марка, поначалу выпускавшая рубашки для тенниса, гольфа и парусного спорта, а затем расширившая линейку до парфюмерии и солнечных очков, стала первой пришивать логотип на лицевую сторону и первой выпустила коллекцию разноцветных поло.
Не меньшее влияние на формирование спортивной моды оказал и фирменный логотип «Лакоста» – крокодил, который стал причиной бесчисленных судебных тяжб на почве плагиата вплоть до 2007 года, когда прошел последний процесс против британского стоматологического центра, где он был оправдан, как и большинство других обвиняемых фирм. Логотип был воплощен художником и близким другом Рене Робером Жоржем, а придуман благодаря спору теннисиста с тренером сборной Франции Аланом Муром. В преддверии матча Кубка Дэвиса в Бостоне Рене поспорил с ним, что выиграет матч у соперника, а в награду получит приглянувшийся чемодан из крокодиловой кожи. Лакост проиграл, но за упорство на корте получил прозвище Аллигатор.
Фред Перри
Трехкратный чемпион Уимблдона, введенный в Международный зал славы тенниса. Англичанин проявлял необразцовое поведение на корте и после окончания карьеры: он будто копировал все то, к чему прикладывал руку Рене Лакост. Но свой дизайнерский путь Фред начинал не с поло. Его изобретением была эластичная лента от пота, идею о которой британцу подал его приятель и бывший австрийский футболист Тибби Вэгнер. Это был качественный апгрейд для обычных махровых повязок на запястья. Как утверждал Перри в автобиографии, оригинальная лента весила целую тонну, так как была сделана из такой же материи, из которой производят банные полотенца. Но в широкую продажу поступил легкий, мягкий и гибкий вариант.
Марка приобрела популярность благодаря неистовым усилиям спортсменов: они впаривали ленты и рубашки всем ведущим теннисистам во время различных турниров – те были только рады такому спонсорству, поскольку продукция Перри выглядела лучше, чем мешковатые и плохо сидящие альтернативы. Работая комментаторами на BBC, приятели не снимали спортивные рубашки, попутно бесплатно раздавая их работникам. Такие рекламные приемы сделали логотип Fred Perry – лавровый венок – узнаваемым не только в теннисной тусовке, но и среди денди, би-боев, скинхедов и футбольных фанатов.
Артур Эш
Первый темнокожий американский теннисист, победивший на чемпионате США и Уимблдоне. Вне корта – общественный деятель и политический активист, борец за права темнокожего населения ЮАР. На площадке дополнял образ иконы 70-х парой оптических или солнечных очков. Артур страдал близорукостью, но это не мешало ему умело подбирать главный аксессуар своего рабочего гардероба.
В 1971 году он был вынужден начать носить контактные линзы. Во время полуфинала Australian Open моросил дождь (из-за плотного графика игры приходилось проводить и в неблагоприятную погоду), что помешало ему одержать победу в сете с Кеном Розуоллом, и с тех пор Эш не рисковал и сделал выбор в пользу более удобных в ношении контактных линз. Самый расцвет популяризации ношения очков произошел десятилетием позже.
Бьорн Борг
Бывшая первая ракетка мира впитал дух 80-х – чрезмерное обилие аксессуаров, велюра, крайности в размерах одежды и химической завивки. Борг топтал корты в одежде насыщенных цветов, но в тоже время приглушенных, отлично сочетающихся с узкими шортами и облегающими футболками. Головная повязка контролировала его длинные вьющиеся волосы.
На все вопросы о внешнем виде он отвечал исчерпывающе: «Я просто наслаждаюсь модой». Благодаря продуманному стилю, стойким ударам и спокойной манере игры шведский теннисист получил прозвище «Ледяной человек», впоследствии заинтересовав американского режиссера Уэса Андерсена: его образ послужил прототипом для одного из главных героев сериала «Семейка Тененбаум».
Борг завершил свою карьеру в 27 лет и четырьмя годами позже резко сменил сферу деятельности: сначала сотрудничал с итальяно-корейской фирмой по выпуску спортивной одежды Fila, которая перешла от специализированной экипировки для катания в Альпах к линии нижнего белья, где он выступал рекламным лицом и участвовал в разработке коллекций, а затем прибегнул к услугам агентства по бренд-менеджменту, которое помогло создать теннисисту узнаваемый бренд и разработать стратегии по его развитию. Однако в 2006 году World Brand Management выкупил полностью права на имя Борга как независимого бренда, продавая товар с его именем уже в семи европейских странах.
Андре Агасси
В 1995 году лос-анджелесский журнал Times назвал Агасси «случайной иконой» и «модным ученым». Выход теннисиста на корт казался немыслимым без длинной шевелюры с крашеными прядями, спандексовых лосин и кофт немыслимых неоновых цветов (помимо нелюбви к травяным кортам, строгий дресс-код Уимблдона был одной из причин того, что спортсмен в начале карьеры три года подряд пропускал турнир). Андре признался, что его стиль – это способ самовыражения, часть его любви к экспериментам.
" Все теннисисты разные, они не одно целое, не одна команда. Каждый – личность. Я думаю, у каждого есть свобода, чтобы проявить себя, проявить свои чувства. Разнообразность и разноцветность – это то, в чем теннис нуждается. Без изобилия цветов я по-прежнему был бы собой, но был бы скучным собой"
Он стал рекламным лицом одной из моделей фотокамеры фирмы Canon – 1000D Rebel («Бунтарь»), рекламным слоганом которой было «Имидж – это все».
Гаэль Монфис
Он хочет быть особенным во всем: от ударов до прически. Его стиль претерпевал большие изменения по мере того, как менялись спонсоры: начиная с 2006 года француз сменил пристрастие к мешковатым футболкам, отдав предпочтение более облегающим формам, цвета стали более насыщенными и яркими, а совсем короткие волосы превратились в неопрятные длинные дреды. Его тело полностью покрыто татуировками, словно паутиной, а маневры на корте резкие и проворные, за это фанаты дали ему прозвище «Человек-паук». «Знаете, иногда я хочу выпить «Кока-Колу» и иду и пью ее, все просто», – философия Гаэля – это свобода во всем.