Найти тему
Письма Себе

О Внутреннем Космосе

Недавно собрались мы с замечательными креативными девчонками, поговорили о жизни, и как-то у меня стало на свои места в процессе разговора. Я решила это все записать и поделиться. Пока помню. Я думаю, это важно.

Итак...

Немного из детства...

В детстве я мечтала быть художником, рисовала по разным студиям с трех лет и дело это мне очень сильно нравилось. Поступила в художественную школу, где продолжила рисовать, а также лепить, ездить на этюды, ходить по музеям... Тут в обычной школе началась физика, и мне она тоже понравилась. Я активно участвовала в олимпиадах и турнирах, и весьма успешно, что позволило поступить в любой технический ВУЗ без экзаменов. Еще в школе началась литература и сочинения, и их я тоже полюбила. Стала писать размышления на четыре листа с эпиграфами из Вольтера на радость учительницам литературы. Мои творения даже зачитывали в классе. А мне прощали ошибки пунктуации и невосприимчивость к правилам русского языка... По-хорошему, там 3-4 за грамотность, а у меня 5 с воооот таким минусом, за Вольтера :).

Потом начались турниры по физике, там элемент дебатов, а это я обожаю... Стала капитаном команды, поскольку руководить, организовывать и распределять роли мне тоже подошло. Ну и искусство оратора, выступления со сцены, одно из любимых. И все так радостно-радужно. В школе все отлично, сочинения пишутся, физика решается, турниры выигрываются, ну и три раза в неделю рисуется. Хорошее всестороннее развитие, называется. Все по феншую и по книгам воспитания "одаренных" детей.

И вот тут мне стукнуло 17 и система такая: все, хватит всестороннего развития, пора определяться, куда поступать! А я в художественную академию хочу, на живопись. Но ведь туда так сложно поступить, вначале надо бы в художественное училище, да и потом, ведь рисовать -- это от природы, этому сильно не научишь. И писать я люблю, но на литературное не поступлю -- русский язык же сдавать надо, а у меня с этим беда прямо. И физика мне идет как родная. А по физике и поступать не надо, спасибо олимпиадам и турнирам. Ладно, пусть тогда будет физика. Продолжаем играть турниры, рисовать, участвовать в олимпиадах, делать презентации, выступать со сцены -- хорошо, когда к экзаменом готовиться не надо.

Система узких функционалов

Здравствуй физический факультет!

-2

И вот тут начинается из всесторонне развитого человека формирование узкого специалиста. А оно не удовлетворяет и все тут, душа иного просит. И этот всесторонний человек сужать область интересов и "фокусироваться" не намерен, так что по осени ездит на этюды, рисует, покупает гитару, учится играть, идет в оргкомитет дней физика, где опять рисует, придумывает шутки и играет на сцене, начинает увлекаться танцами и восточными единоборствами. Еще ездит Америку, учит английский и немецкий, работает учительницей в школе, и естественно, впитывает жизнь, бухает и гуляет с мальчиками... мужчины мне тоже интересны. Физика-математика при этом тоже учатся, так что все норм.

Но вот и универ заканчивается, и система такая: все, детство кончилось. Давай, определяйся! Ну и определилась, в аспирантуру в Ирландии. В аспирантуре надобно стать оооочень сильно узким специалистом, так что уже точно можно сказать, что определилась...

На две недели... Ровно на две недели меня хватило, пока я не купила гитару. Гитара оказалась отличная, я до сих пор ей наслаждаюсь. Еще я купила краски, бумагу и кисти -- и снова осенние этюды*. В ту же осень появилась моя первая песня, на английском. По физике тоже что-то делалось, и вскорости выяснилось, что в аспирантуре еще нужно писать, учить, выступать на конференциях, и делать презентации... все, как мы любим! Так что у меня стало появляться достаточно много статей, докладов и конференций. Пошла на джиу-джитсу и танцы. В дополнение, разбавила это все парой романов, так как мужчины мне по-прежнему интересны :).

Тезис написался быстро, я ведь очень люблю писать сочинения, особенно если есть о чем. И тут система такая снова: Таня, определись, чем будешь заниматься-то? А я -- хз. Я рисовать люблю, и писать, еще джиу-джитсу и танцы, и науку, и думать, и учиться, и презентовать... я все люблю! Сделала “эффективную презентацию” и выиграла место в бизнес-инкубаторе. Завалила свой первый стартап в зародыше -- всему виной дурная голова, фиговый маркетинг и отсутствие визы. Зато сделала выводы :).

Тут выяснилось, что в науке надо много и хорошо писать научные гранты. По сути, это жанр футуристической научной фантастики с элементами бизнес маркетинга на тему "дайте денег". Ну я и написала, люблю писать сочинения, и вот мой первый собственный грант в Англию от Европейской Комиссии.

В Англии я попробовала себя в роли менеджера лаборатории, ментора - супервайзера и начала учить студентов. Первое место на Земле, где мне категорически не понравилось. Так что я стала часто ездить по конференциям и просто путешествовать. В Англии появилась моя вторая песня, в этот раз на русском. Ко всему прочему, я купила нормальный фотоаппарат и начала много фотографировать. И еще стала писать друзьям о моих поездках. Это было незаметное начало моего блога, в зародыше**. Продолжила писать научную фантастику, снова выиграла грант и вернулась в Ирландию.

* Галерея tatigabru.com

**Мой блог travellingtati.com

Поиски и открытия…

Тут меня долбанул серьезный кризис 30+ , я стала делать тесты по психологии, Майерс-Бригг, читать про карьеру, жизнь, смотреть и слушать, что найду, спрашивать друзей, менторов, знакомых. А они мне -- определись! А я не могу. Ну как я могу кусочек из себя вырвать и только на нем сфокусироваться? Это как одну конечность выбрать... обалдели, что ли?!

С этим вечным натиском “определись” я довела себя до ручки и пошла к психотерапевту. Пошла к самому лучшему в стране по отзывам, за мудростью и наставлениями. А он мне такой с недоумением: “Фига себе у тебя проблемы?... Запуталась в своих талантах! Я искренне завидую!!!” :)

Разговаривали, делали трансы и гипнозы, я много медитировала и читала по психологии.

Я долго с этим мучилась, пока не поняла простую вещь: "Я космос! Я не узкий специалист. Никогда им не была и, надеюсь, никогда не стану."

Внутренний космос

Я левша. “Возможно, леворукость мне добавляет проблем “вписаться” в этот право-руко-мыслящий мир,” -- подумала я. И решила посмотреть на великих левшей. Это, например, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Льюис Кэрролл, Аристотель, Цезарь... Никто их них не фокусировался на одной специальности. И большинство известных левшей были очень творческими людьми. Даже в физике -- это Эйнштейн и Ньютон.

-3

Я уже была готова списать все свои беды самоидентификации на леворукость. Но потом посмотрела на ребенка и вдруг увидела ясно, как день: да мы все такие, с рождения. Он ведь рисует, сочиняет, поет, учится, играет, пробует и собирает -- он тоже космос! (да, он правша)

У Лукьяненко есть книги “Черновик”, “Чистовик”. Книги эти лично мне не очень понравились, но идея там интересная, как человек становится узким функционалом, превосходно делающим одну роль. Только ее, но практически в совершенстве. Интересная идея. Вот и система так все еще построена, и сознание у людей, и мышление предыдущих поколений.


Родители, школа и вся эта система вдалбливали нам: надо определиться, сфокусироваться, выбрать и учиться по этой специальности, не разбрасываться, не отвлекаться, только узкий специалист станет лучшим в области и сможет себя прокормить, и сможет достигнуть успеха. Но мы-то не такие. Люди многосторонние, многогранные, творческие. Каждый человек -- это целая нераскрытая Вселенная.

А вот теперь мир начал двигаться с космической скоростью. Функционалы не успевают переучиваться, система образования не успевает за новыми знаниями, наши родители не успевают за прогрессом. Тезис “определись и совершенствуйся всю жизнь” потерял свою актуальность, а прошлое мышление осталось. Парадигма еще не сдвинулась, но скоро сдвинется. Уже пора, и вот она начала постепенно меняться. Пока в сторону “надо учиться и переучиваться”, но, думаю, со временем дойдет и до стороны внутреннего космоса.

-4

Мои выводы

1. Человек -- космос. Его нельзя "запихнуть" в одну профессию или склад мышления. Не верите -- посмотрите на Леонардо. Леонардо гений? Ладно, тогда посмотрите на детей.

2. Одностороннее развитие часто привито системой узкой специализации. Сейчас это все меньше становится актуальным. Тем более, что космос в бутылку с надписью: "технарь", "художник", "программист", ... не запихнуть. Ну не лезет оно туда, и все тут!

Есть люди ленивые. Есть несчастные. Но нет людей ограниченных настолько, чтобы их можно было ограничить рамками одной-двух профессий.

3. Если принять, что ты космос и развивать в себе гармонично разные составляющие -- мышление будет заметно шире, а жизнь -- интереснее. Тогда все качества -- soft and hard, технические и творческие будут в балансе.

4. Достигнув некоторого баланса между внутренними сущностями, в каждой конкретной ситуации нужно не "включать" по-отдельности своего внутреннего физика, художника, писателя, стратега или управленца, не разделять их, нет -- а сразу включать весь свой космос и смотреть на картину в целом. Это дает уникальное вИдение и преимущество в решении многих проблем. К счастью, в современном мире это становится все более актуальным.

5. Нужно продолжать учиться и развиваться, не затыкать свои творческие способности, а продолжать удовлетворять их тоже. Рисование и музыка тоже развивают мозг, как и математика. Когда у Эйнштейна был ступор -- он играл на скрипке, и решение приходило. Я не знаю, как и почему оно работает, но оно работает. Так и обучение нейросетей на одних данных может быть полезно при их доучивании на других.

Ато люди понапридумывают себе узкие функции, позалазят в эти боксы, и потом думают, а как бы им думать outside the box. А решение просто, как грабли:

Не нужно думать outside the box, нужно изначально в этот box не залазить!

Мне 34, и я до сих пор не определилась. Но я уже поняла -- пока во мне бурлит жизнь, я не определюсь! И это к лучшему.

Вот такое ИМХО. Просто мое мнение. Не истина для всех, истина для лично меня, причем только для меня сегодня.

Ученый-физик-художник-ментор-учитель-менеджер-писатель-поэт-и просто мама,

ах да, начинающий специалист по машинному обучению и компьютерному зрению (забыла добавить), и фиг знает куда еще нелегкая занесет :)