С 1 июля 2019 года маркировка обуви обязательна. Разберемся, для чего она нужна, кого затронет и что необходимо для того, чтобы соответствовать законодательству?
С 1 июня 2018 маркировка обуви работает в экспериментальном режиме: принять участие можно в любой момент. В текущем году обязательной маркировке распоряжением правительства №792-р от 28.04.2018 года подвергнутся 10 категорий товаров, одна из них - обувь. Предполагается, что введение новых требований позволит контролировать качество товаров, а также уменьшить количество подделок.
В обязательной маркировке обуви участвуют все: производители и импортеры, а также опт и розница.
Какая информация содержится в маркировке?
Производители наносят на обувь и упаковку метки с данными:
- марка обуви;
- модель;
- материал;
- бренд;
- производитель;
- страна происхождения;
- вид кожи - если обувь кожаная
Метка должна быть легко считываться, покупатель без затруднений может посмотреть всю информацию. За достоверность указанных данных отвечают производитель, импортер и розничный продавец. Продавать обувь без маркировки нельзя. Такой порядок регулируется ГОСТом Р 53917-2019 и Техническим Регламентом Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011).
При продаже промаркированной обуви, коды не списываются (в отличие от кодов для сигарет), это сделано, чтобы предусмотреть возврат обуви.
Как производится возврат товара?
Если код не поврежден, то вернуть товар в оборот возможно через личный кабинет системы маркировки. Продукции присваивается прежний DataMatrix код.
Если код поврежден, то продавцу необходимо присвоить товару новый код. Есть два варианта:
- Заказать код через центральный офис розничного магазина посредством учетной системы розничной сети с доставкой в магазин готовой этикетки или кода маркировки для дальнейшей печати.
- Использовать устройство для перемаркировки обуви непосредственно в розничном магазине.
Как происходит маркировка обуви?
В рамках обязательной маркировки, каждая пара обуви, которая поступит в продажу в нашей стране, должна будет иметь DataMatrix код. Он позволит проследить весь путь конкретного товара: от момента его производства до момента продажи. Наносимый код уникален, повторить и подделать его невозможно.
Маркировка обуви схожа с табачной: DataMatrix код наносится на производстве, и на каждом этапе информация о перемещении товара между контрагентами передается с помощью УПД посредством ЭДО.
Этапы подключения к системе:
С 1 июля по 1 октября 2019 года:
- производители и импортеры подают заявки на получение необходимого для работы с цифровыми кодами оборудования (регистратор эмиссии);
На данном этапе участники могут начать маркировать остатки продукции. Для этого не понадобится регистратор эмиссии. Упрощенные коды компании смогут получить в личном кабинете.
С 1 октября 2019 по 1 февраля 2020 года:
- выдача регистраторов эмиссии и настройка работы;
- завершение процесса маркировки остатков;
С 1 февраля 2020 года:
- запрещено производство, импорт, розничная торговля и оборот немаркированной продукции;
- обязательная передача в систему информации обо всех операциях с маркированными товарами – от производства до продажи.
Остаток продукции без DataMatrix кода можно продавать в течение 2-х лет с момента ввода продукции в оборот.
Что нужно для работы с маркированной обувью?
Обязательная маркировка обуви предполагает покупку оборудования и установку дополнительного программного обеспечения. В зависимости от характера бизнеса, следует:
- Приобрести КЭП;
- Встать на учет в информационную систему мониторинга продукции;
- Подключиться к системе ЭДО;
- Подключиться к ОФД, для передачи чеков с кодом маркировки в систему;
- Приобрести 2D-сканер;
- Обновить кассовое ПО. Касса должна отправлять отсканированный код в систему через ОФД.