Найти в Дзене
РЕЧЬ-PRO

Речь школьника

Оглавление

Ребёнок школьного возраста понимает иерархию отношений, умеет выделять часть из целого, способен ранжировать предметы. Образное мышление становится более развитым, производится анализ и синтез. Младшие школьники свободно размышляют о знакомых вещах, делают умозаключения о возможном исходе события. При переходе в средний школьный возраст активизируется мышление в сфере формальных операций, что свидетельствует о переходе интеллекта на абстрактный и словесно-логический уровень.

Речевое развитие младшего школьника

В этом возрасте речь является ведущим средством усвоения новых знаний. Речевая система нормально развивающихся детей должна быть сформирована. Так, ребёнок должен сознательно использовать все элементы звуковой стороны языка, говорить чётко и понятно. Речь характеризуется следующими параметрами:

  • в словаре используется большое количество обобщающих существительных;
  • даётся оценка действиям, качествам и свойствам;
  • понимание и применение синонимов и антонимов;
  • объяснение значений многозначных слов;
  • смысловое сочетание слов;
  • изменение и согласование слов;
  • образование сложных грамматических форм;
  • подбор однокоренных слов;
  • использование сложных предложений с союзами;
  • умение активно участвовать в диалоге;
  • речь интонационно окрашена;
  • монологическая речь соответствует грамматическим правилам;
  • пересказ и самостоятельный рассказ последовательный, связный.

Ведущей задачей в этом периоде является развитие связной речи. Достигается это главным образом в процессе общения со взрослыми. Помимо приобретения новых знаний, во время коммуникативного взаимодействия происходит накопление активного и пассивного словарного запаса ребёнка.

Речевое развитие детей среднего и старшего школьного возраста

К 10 годам завершается становление внутренней речи, необходимой для выражения собственных действий, переживаний. Внутренняя речь развивается в несколько этапов:

  • Проговаривание – для выполнения сложных мыслительных операций школьник использует речь, сходную внешней по структуре. В данном случае отсутствует только фонация.
  • Внутренняя речь – средство мышления, оперирующее специальными кодами предметов и образов, предметными значениями. Структура отличается от внешней речи.
  • Внутреннее программирование – образование и фиксирование замысла речевого высказывания и целого текста.

В возрасте до 15 лет школьник овладевает литературной нормой речи и функциональными стилями. Начинает формироваться индивидуальный речевой стиль, становление которого приходится на возраст 17 – 18 лет. В старшем школьном возрасте культура речи совершенствуется, человек овладевает профессиональными особенностями языка.