Ребёнок школьного возраста понимает иерархию отношений, умеет выделять часть из целого, способен ранжировать предметы. Образное мышление становится более развитым, производится анализ и синтез. Младшие школьники свободно размышляют о знакомых вещах, делают умозаключения о возможном исходе события. При переходе в средний школьный возраст активизируется мышление в сфере формальных операций, что свидетельствует о переходе интеллекта на абстрактный и словесно-логический уровень.
Речевое развитие младшего школьника
В этом возрасте речь является ведущим средством усвоения новых знаний. Речевая система нормально развивающихся детей должна быть сформирована. Так, ребёнок должен сознательно использовать все элементы звуковой стороны языка, говорить чётко и понятно. Речь характеризуется следующими параметрами:
- в словаре используется большое количество обобщающих существительных;
- даётся оценка действиям, качествам и свойствам;
- понимание и применение синонимов и антонимов;
- объяснение значений многозначных слов;
- смысловое сочетание слов;
- изменение и согласование слов;
- образование сложных грамматических форм;
- подбор однокоренных слов;
- использование сложных предложений с союзами;
- умение активно участвовать в диалоге;
- речь интонационно окрашена;
- монологическая речь соответствует грамматическим правилам;
- пересказ и самостоятельный рассказ последовательный, связный.
Ведущей задачей в этом периоде является развитие связной речи. Достигается это главным образом в процессе общения со взрослыми. Помимо приобретения новых знаний, во время коммуникативного взаимодействия происходит накопление активного и пассивного словарного запаса ребёнка.
Речевое развитие детей среднего и старшего школьного возраста
К 10 годам завершается становление внутренней речи, необходимой для выражения собственных действий, переживаний. Внутренняя речь развивается в несколько этапов:
- Проговаривание – для выполнения сложных мыслительных операций школьник использует речь, сходную внешней по структуре. В данном случае отсутствует только фонация.
- Внутренняя речь – средство мышления, оперирующее специальными кодами предметов и образов, предметными значениями. Структура отличается от внешней речи.
- Внутреннее программирование – образование и фиксирование замысла речевого высказывания и целого текста.
В возрасте до 15 лет школьник овладевает литературной нормой речи и функциональными стилями. Начинает формироваться индивидуальный речевой стиль, становление которого приходится на возраст 17 – 18 лет. В старшем школьном возрасте культура речи совершенствуется, человек овладевает профессиональными особенностями языка.