Найти тему
РЕЧЬ-PRO

Характеристика речи дошкольника

Оглавление

При посещении дошкольного учреждения у ребёнка расширяется круг общения, что стимулирует развитие коммуникативных навыков. Усвоенных ранее средств речи становится не достаточно для взаимодействия с окружающими. Речь влияет на развитие психических процессов, совершенствование мыслительных операций и воображения, усложнение повседневной деятельности. Развитая речь является одним из компонентов успешности дальнейшего обучения.

Речевые особенности 3-4-летнего возраста

Активный словарь ребёнка насчитывает 1500 – 2000 слов, большинство из которых являются существительными и глаголами. Постепенно в словарный запас включаются прилагательные, наречия, обобщающие слова. Совершенствуется и грамматический строй: дети употребляют множественные число, изменяют глагольную основу. При этом употребление предлогов и падежных окончаний остаётся не точным.

Для звукопроизношения характерно смягчение, искаженное произношение свистящих и шипящих звуков. Соноры, как правило, пропускаются либо заменяются другими звуками. Младшие дошкольник и способны рифмовать слова, пересказывать знакомые сюжеты, активно участвовать в диалоге.

В качестве нормы развития речи в этом возрасте рассматриваются следующие умения ребёнка:

  • называние собственного имени и фамилии;
  • знание имён друзей и родственников;
  • употребление простых предложений;
  • воспроизведение услышанного;
  • использование обобщающих слов.

Также дети должны пересказывать услышанную сказку или увиденный мультфильм, изменять громкость собственного голоса.

Характеристика речи 5-летнего ребёнка

В этом возрасте звукопроизношение становится правильным, происходит усвоение интонационных средств выразительно тип речи. У ребёнка формируется навык звукового анализа, позволяющего выделять звук в слове, подбирать слова с заданным звуком.

Словарный запас достигает 3000 слов, что позволяет ребёнку более точно излагать собственные мысли и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми различных возрастов. Речевой слух детей становится совершеннее, давая возможность различения слов, отличающихся одним звуком.

Грамматический строй продолжает развиваться, поэтому допустимо неверное использование окончаний, приставок, суффиксов. Дети способны составлять рассказ, пересказывать, давать распространённые ответы.

Речь ребёнка в 6 – 7 лет

Для детей этой возрастной группы характерен дифференцированный подход к называнию предметов: например, не просто машина, а с уточнением – грузовая или легковая. Ребёнок может свободно общаться со сверстниками и взрослыми, используя сложные слова, эпитеты, отвлеченные понятия. Начинается понимание метафор, многозначности слов. Появляется способность к выбору синонимов и сравнений.

Речь старшего дошкольника становится развернутой, последовательной. Становится доступным самостоятельное описание ситуации или явления, составление рассказов, передача собственных мыслей.

У многих детей высоко развито звукопроизношение и фонематическое восприятие. Дошкольники различают сходные по различным признакам звуки, умеют определять местонахождение фонем в словах, делить слова на слоги.

Процесс развития речи не заканчивается в дошкольном периоде. Дальнейшее обучение связано с расширением активного словаря, совершенствованием связной речи и грамматического строя.