На днях я в очередной раз разбирался с одним пациентом по поводу того, что “врач-убийца со стоматологическим дипломом” из соседней клиники хочет удалить у него “здоровые зубы”.
Рентгеновские снимки показали, что у пациента пародонтит, причем в такой стадии, что зубы шатаются даже, если их просто потрогать языком (пациентским языком, разумеется). Но внешне они белые, красивые и без единой пломбы.
Да, такое часто бывает. Помню, еще в стародавние времена врачи говорили, что кариес и пародонтит вместе бывают реже, чем по отдельности. И если у человека нет кариеса, то с большой степенью вероятности будет пародонтит.
Совершенно здоровые внешне зубы постепенно теряют кость вокруг корней. Иногда кость опускается до такого уровня, что от всего зуба в кости остается только пара-тройка миллиметров.
Все это я довольно быстро объяснил пациенту, показал уровень здоровой кости в норме и уровень кости в его случае на рентгеновском снимке. Пациент все понял, поблагодарил, извинился за излишнюю эмоциональность и после слепков под хирургический шаблон для имплантации тихо ушел к хирургу удалять эти злосчастные зубы.
И вот ведь что получается! Врач, который абсолютно верно диагностировал ситуацию и назначил правильное лечение, просто не пожелал потратить лишних десять минут, чтобы донести до пациента истинную ситуацию у него в полости рта.
Я знаю множество очень хороших врачей, которые не умеют общаться с пациентами, либо общаются так высокомерно, что пациенты к ним второй раз не приходят, даже если зубы сделаны идеально и простояли много лет.
При этом полно безруких коллег, которые умеют так очаровать пациента, что даже если все коронки посыпались через неделю после того, как были сделаны, пациент приходит, извиняется, что он сам во всем виноват, видимо, что-то слишком крепкое жевал, и просит переделать еще раз с полной оплатой. Чуете разницу в подходе?
И что в итоге получается с врачами, которые не объясняют пациенту толком, что и зачем делают? Пациент на весь интернет кричит благим матом, что стоматологи это убийцы в белых халатах, которых хлебом не корми - дай удалить хорошие зубы, врач теряет пациента навсегда, а в интернете даже после того, как пациент понял, что был неправ, он никогда не напишет “любезные мои господа, каюсь, я зря оболгал доктора! Я был неправ, а доктор был прав! Он не только милейший врач, а вообще пуська!” Вы видели где-то такую фразу? Я еще ни разу не видел.
Поэтому в интернете навсегда останутся посты недовольного пациента про то, что все врачи негодяи. А все прочитавшие эти посты обязательно их запомнят и потом будут считать, что именно ВСЕ врачи негодяи, ибо “я читал об этом сто раз в интернете, а значит, это правда”!
Пациенты вообще крайне редко пишут отзывы, если они довольны лечением. Зато если недовольны, то не пропустят ни одного столба, чтобы не написать на нем про доктора гадость.
Вывод: коллеги, общайтесь с пациентами. Объясняйте им свои действия, как бы вам не хотелось быстрее перейти к следующему пациенту.
Да, бывают пациенты-зануды, которые приходят с тремя страницами вопросов, исписанных мелким почерком. Ну а куда деваться, постарайтесь ответить хотя бы на основные.
Молча написав направление на удаление всех зубов и не объяснив пациенту, зачем вы это делаете, вы вместо лояльного пациента получите ожесточенного врага.
Если вы толком не объясните пациенту преимущества и недостатки разных видов протезирования, то пациент никогда не поймет, зачем ему, к примеру, нужно делать коронку из диоксида циркония, которая дороже, а не дешевую штампованную железяку.
Если вы не объяснили пациенту, зачем нужно приходить на контрольные осмотры, то вы потеряете пациента на много лет, а к тому моменту, как он, возможно, вернется (что не факт, может просто забыть, как вас зовут и где вы работаете), у него будет опять полный рот гнилых зубов, и пациент будет считать именно доктора виноватым в том, что зубы вовремя не были вылечены.
В общем, при всей занятости нужно общаться с пациентом, объяснять ему даже то, что казалось бы “идиоту понятно” и смотреть на ситуацию со стороны пациента, а не с высоты своего служебного положения.
Пациенту и так страшно, дорого и он вечно не уверен, что попал в нужное место к нужному врачу. А вы еще и делаете все, чтобы пациент убедился в том, что то, что он прочитал про врачей в интернете - истинная правда!
Самое дорогое в лечении это доверие к врачу! Себестоимости у доверия нет никакой, а польза от него будет всем вокруг.
Надеюсь, что достаточно доступно написал. Большинство поймет!