Найти тему
Синагога Петербурга

Изображения в иудаизме: запрещены или разрешены?

Оглавление

Все знают о запрете Торы на изображения. При этом синагоги, кладбища, религиозные рукописи изобилуют росписями и иллюстрациями. Как объяснить эту загадку? Разобраться нам поможет художник и преподаватель Торы р. Айзик Рохлин.

Чувство прекрасного заложено в человеке изначально: «И произрастил Господь Б-г из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу...» (Брейшит 2, 9). «И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глаз...» (Брейшит 3, 6). Реализуется это чувство в создании произведений изобразительного искусства. Они предназначены для украшения быта, в них воспевается красота окружающего мира, через них выражаются мечты и фантазии, чувства и представления человека. Художники, используя данные им Творцом способности, пытаются разными путями воссоздать потерянную миром гармонию. Но с древних времен изображения отражали и языческое понимание существования мира. Их обожествляли, им поклонялись. В жертву идолам приносились человеческие жизни, во имя них совершались чудовищные преступления.

Р. Айзик Рохлин. Фото obtaz.ru
Р. Айзик Рохлин. Фото obtaz.ru

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею...»

Во втором речении, услышанном у горы Синай, евреи получили запрет создавать изображения для поклонения нематериальным силам, светилам, животным и людям. За сорок девять дней до этого евреи вырвались из Египта, страны, где саму основу жизни людей составляло поклонение изображениям выдуманных сил. А предстоял евреям долгий исторический путь среди народов, не понимающих абсолютной власти Творца над созданным Им миром. Через тридцать девять лет у Иордана Моше рабейну напомнил евреям: «И берегите себя очень ради душ ваших, ибо не видели вы никакого образа в день, когда говорил Г-сподь вам на Хореве из среды огня; чтобы вы не извратились и не сделали себе изваяния, изображения какой-либо формы...» (Дварим 4, 15-16). Он предупреждал евреев об опасности поклонения чуждым Торе иллюзорным силам и их символам.

Самые трагические периоды еврейской истории вызваны болезнью идолопоклонства.

Однако - и у многих это вызывает удивление - дошедшие из разных исторических эпох украшения синагог, убранства Сефер Торы, иллюстрации в манускриптах Танаха говорят о большой свободе в изображениях еврейских художников.

Трон в Храме

Известно, что в Храме Шломо, кроме созданных по пророческому указанию резных панелей, скульптур крувим и быков, держащих медное море, был сделан трон с круглыми скульптурами животных. Но уже через полвека тельцы, поставленные злодеем Йеровамом, стали объектом поклонения. По этой причине праведный царь Хизкия уничтожил медного змея, сделанного руками Моше рабейну.

Фрески в синагоге Дура Европос

Стены чудом сохранившейся синагоги III в. Дура Европос на Эфрате покрыты сплошными фресковыми изображениями танахических сюжетов в мидрашистском толковании, написанными двумя еврейскими художниками.

Восстание из мертвых. Роспись. Синагога Дура Европос на Эфрате. Сирия. III в.
Восстание из мертвых. Роспись. Синагога Дура Европос на Эфрате. Сирия. III в.

Синагоги византийского периода

В 60 - 70 годы XX века израильскими археологами были открыты синагоги византийского периода. В Хамат, Тверия синагога IV в. украшена мозаичным полом с изображениями ткуфат Тамуз (временного периода) в образе женщины с серпом. В синагоге Бет-Альфа VI в. на полу знаки зодиака; солнце, подобно Аполлону, выезжающее на квадриге; сцена жертвоприношения Ицхака.

Знаки зодиака. Мозаика. Синагога Бет-Альфа. VI в.
Знаки зодиака. Мозаика. Синагога Бет-Альфа. VI в.

Иллюстрации в святых книгах

Обширные иллюминированные рукописи Танаха, агадот, махзоров, мегилат Эстер, сидуров появляются на протяжении XIII – XVII вв. в Испании, Италии, Германии, Польше, Украине. На филигранно написанных иллюстрациях со сценами из Торы, книг пророков и мегилот люди часто изображаются в современной для художника обстановке и одежде без всяких искажений.

Синагоги Средних веков и Нового времени

В еврейской истории есть лакуны – периоды, в которых не сохранились ни синагоги, ни убранства Сефер Торы, ни предметы религиозного быта. Однако по описаниям мы знаем, что синагоги раннего средневековья оформлялись росписями и витражами.

В каменных и деревянных синагогах (уничтожены после 1915 г., остались фотографии и рисунки экспедиции Ан-ского), начиная с XVII в., появляются зооморфные и растительные символические изображения, знаки зодиака на стенах и потолках, резные и объемные обрамления арон-кодешей.

Фрагмент арон-кодеша. Сатанов. XVII в.
Фрагмент арон-кодеша. Сатанов. XVII в.
Фрагмент арон-кодеша. Гродно. XVIII в.
Фрагмент арон-кодеша. Гродно. XVIII в.

Мацевы на кладбищах

На еврейских кладбищах Австро-Венгрии, Молдавии, Украины, Белорусии с начала XVII в. и до начала XX в. устанавливаются мацевы (надгробные камни), на которых рубятся изображения растений, птиц, зверей, рыб, фрагменты рук с благословениями коганим и кувшинами для омовений с рельефом разной глубины и круглой скульптурой. В частности, такие мацевы установлены в Меджибоже на могилах соратников и учеников Бааль Шем Това, в Праге на кладбище в Йозефовом квартале, где похоронен Магараль.

Старое еврейское кладбище. Прага
Старое еврейское кладбище. Прага
Мацева со львом. Старое еврейское кладбище. Прага
Мацева со львом. Старое еврейское кладбище. Прага
Мацева с руками когена. Старое еврейское кладбище. Прага
Мацева с руками когена. Старое еврейское кладбище. Прага

Гравюры в изданиях Танаха и агады

Полноценные человеческие изображения появляются с началом книгопечатания в гравюрах к изданиям Танаха и пасхальной агады в еврейских типографиях Западной Европы и Италии, в лубках на сюжеты Торы из Украины.

Мирьям и женщины поют Песнь на море. Золотая Агада. Барселона. 1320 год
Мирьям и женщины поют Песнь на море. Золотая Агада. Барселона. 1320 год

Станковое искусство

С конца XVIII в. еврейские художники занимаются станковым искусством. Такие живописцы и соблюдающие Закон евреи как Мауриций Готлиб и Мориц Опенгейм создают картины на религиозные сюжеты; Марк (Мордух) Антакольский рубит мраморные скульптуры и становится ведущим российским скульптором.

Чем вызвана гибкость религиозных авторитетов в отношении изображений?

Очевидно, дошедшие до нас шедевры еврейского религиозного искусства свидетельствуют о трансформации законодательного кодекса, реагирующего на изменяющееся время и сознание евреев и окружающих народов. Специалисты по древним изображениям разъясняют, что изображения людей и животных в синагогальном убранстве и манускриптах появляются в общинах, члены которых религиозно образованы и неподвластны влиянию чуждых Торе служений. Так, Мудрецы эпохи Мишны и становления Талмуда не опасаются разрешать мастерам создавать полноценные рисованные изображения людей и ангелов. Талмуд в лице раби Абае и в нескольких барайтах понимает второе из десяти Речений как запрет изображать ради поклонения (Шмот 20, 4-5).

Тосафисты XII-XIII веков не запрещали любые изображения животных и плоские изображения человека. Определенные запреты распространялись на рельефное изображение и круглую скульптуру. Такие авторитеты как Рамбам; Сефер Мада; Гилхот Авода Зара, 3:5; Шулхан Арух, Йоре Деа, 141 рекомендуют быть осторожным и изображать человека не целиком, а скрыв одну из деталей. Нет запрета на изображение части тела.

Рав Шломо Ганцфрид в своей редакции Кицур Шулхан Аруха (XIX век) допускал профильное изображение человека, хоть и рекомендовал с осторожностью относиться к рельефным портретам на монетах.

Но в то время, когда усиливается духовный гнет языческих представлений, запреты мудрецов отсекают возможность чуждых влияний. Так, в XIII в. кровавые волны крестовых походов, прокатившиеся по французским и немецким еврейским общинам, грозили не только физическим уничтожением, но и потерей чистоты веры и служения Творцу. И тогда, следуя установленным раби Эльякимом из Майнца и раби Эфраимом из Регенсбурга нормам, запрещающим изображение человека целиком, художники иллюстрируют манускрипты зоокефальными или безликими человеческими фигурами. До нас дошли зоокефальные изображения XIII века из этого ашкеназского региона. В пасхальных агадод и махзорах на Шавуот появляются иллюстрации, в которых праведники предстают с птичьими головами и головами животных.

«Птичья агада». Пергамен. Франкония. XIII в.
«Птичья агада». Пергамен. Франкония. XIII в.

Но бежавшие в это же время из охваченной погромами Франконии в Испанию Рош и раби Яков бар Ашер (Бааль А-Турим), оказавшиеся в другой духовной атмосфере с другой художественной практикой, разрешили изображения животных в любой технике и плоские изображения людей.

Сохранился респонс XIX века рава Минкиса из Житомира по поводу объемных изображений птиц и животных и двенадцати созвездий на стенах синагог и на арон-кодеше. «И, очевидно, не только не запретно, но, напротив, мицва (заповедь) делать прекрасные изображения и цветы в наших синагогах, и нет в этом скрытой опасности».

В начале XX веке появляется созвездие художников-евреев, создавших облик современного изобразительного искусства, среди них хасиды, сохранившие верность традиции: Наум Аронсон, Яков Липшиц, Эль Лисицкий, Марк Шагал и многие другие. Искусство Наума Габо и Натана Певзнера во многом определило философию развития современного дизайна.

Современные религиозные авторитеты не видят алахических проблем в таких явлениях как фотография и видеосъемка.

Мы видим, что алаха регулирует вопросы, связанные с изображениями, учитывая художественные и духовные реалии конкретного места и времени.

Р. Айзик Рохлин

Недавно р. Айзик Рохлин нарисовал картину, изображающую семерых старейшин петербургской еврейской общины. Увидеть ее и прочитать о ней можно тут