В истории города не раз были сильнейшие разливы Десны. Только за последние тридцать лет до грандиозного наводнения 1908 г. их было несколько – в 1877, 1878, 1888 годах.
Для жителей города, живущих в низменной части города, под горами, весной вопрос о паводке и следующей за ним эпидемии холеры (даже с появлением городского водопровода брянцы продолжали брать воду из Десны) традиционно стоял остро.
Под удары половодья первыми попадали жители противоположного берега в Нижней и Верхней Заречных слободах. После грандиозного пожара 1875 года численность населения в этом месте увеличилась. Городские власти распланировали участки на левом берегу Десны и разрешили пострадавшим от пожара строиться, фактически переселив погорельцев за реку, не предоставив им альтернативы. Только что выстроенные дома оказались затопленными половодьем 1877 года. Вот, что писала губернская пресса в те дни:
«Грустную картину представляли плывущие по реке разрушенные и полуразрушенные хижины бедного рабочего люда, вопли о спасении и невеселая перспектива их бедствия и странствования по чужим углам. Еще громаднее убытки причинены местной промышленности и канатной фабрикации. Массы разного лесного материала, заготовленного для сплава в южные губернии, будучи оторваны с своих мест быстрым напором воды и льда, понеслись вниз и, встретив на пути только что возобновленный постоянный мост на орловско-брестском шоссе в Брянске же, загромоздили пролеты, прорвали устои и понеслись вместе с разрушенным мостом далее. Для огромного протяжения канатно-прядильные фабрики, принадлежащие гг. Бабаеву и Давыдову, разнесены так, что остались одни только безобразные остовы. Словом, не только исчислить убытки, но и перечислить количество случаев пострадавших от наводнения, - пока невозможно».
На противоположном, высоком берегу, местность вдоль реки от Ямской слободы до Черного моста, включая такой важный стратегический объект, как Брянский арсенал, в половодье 1877 года также были подтоплены. Сильно была повреждена единственная дорога на вокзал, центр города был буквально отрезан от транспортного сообщения, в Брянске можно было передвигаться исключительно на лодках.
Так было в 1877 году и с разной степенью разрушений повторялось и позже, в течение 30 лет. Жители постоянно подтопляемых местностей ждали весеннего половодья и надеялись, что на этот раз большая вода обойдет их дома стороной. Также как и частные владельцы, «отцы города», видимо, полагались на русское «авось». За несколько десятков лет в хозяйстве Брянска кардинальным образом ничего не было сделано, чтобы защитить город от разлива рек.
Показательна цитата из отчета брянской городской управы, которую очевидец половодья 1903 года привел в газете «Орловский вестник»:
«На подачу помощи жителям Зареченской слободы, пострадавшим от наводнения: за купленный хлеб, сельди, перевозку хлеба, работы на лодках и исправление печей — 84 р. 13 к. ".
Хороша помощь? Хлеб и сельди! «Чего ж им больше? Не важные господа»... Эту «историю» будут долго помнить все брянцы. И как странно звучат все эти сельди, хлеб и 84 р. 13 к. в сравнении с другою заметкою на 47 стр. того же отчета: «поездка в Орел городского головы В. И. Сафонова – 64 р.20к.» Там на 84 р. 13 к. кормили чуть ли не всю слободу, «сельдями и хлебом» (больше ни-ни!); здесь на 64 р. 20 к. господин городской голова съездил в Орел».
По-видимому, это все средства, которыми располагала городская казна, или же… Впрочем, оставим в стороне отношение властей к страдавшим от половодья горожанам и перейдем к Большому наводнению 1908 г.
Среди брянских новостей конца марта – первых дней апреля 1908 года – обсуждение горожанами возможного расширение клуба общественного собрания, что на Красной площади, обещание братьев Могилевцевых построить в Брянске Народный дом, ожидание открытия движения автомобиля-омнибуса купца Ветрова для перевозки пассажиров к вокзалам, участие двух «партий» в выборе старосты Тихвинской церкви (за прежнего или за нового) и пр.
Население беспокоилось о вечной проблеме грязи на улицах Брянска и весенней распутице: «…город не принимает мер предосторожности на случай появления холеры. Улицы завалены отбросами с дворов, правый берег Десны на базарной площади покрыт горами навоза, несмотря на то, что здесь красуется объявление: "свалка нечистот воспрещается».
Брянцы, по традиции выписывающие «Московские ведомости» или «Орловские ведомости», знали о приезде 4 апреля* на гастроли в Орел певицы А. Д. Вяльцевой и предстоящем литературном вечере писателя-орловца Л. Н. Андреева по случаю десятилетия творческой деятельности. Своей же газеты в Брянске не было, поэтому новости приходилось узнавать из прессы практически недельной давности (пока пришлют газету) или по слухам, распространявшихся на базаре и улицах города. Если до уездного Брянска и доходили сведения о небывалом половодье в Твери, Москве, Калуге и Орле, то только из телеграфных сообщений, которые предназначались в первую очередь для руководителей города.
8 апреля за отсутствием заказов на месяц был закрыт Радицкий вагоностроительный завод. На следующий день, 9 апреля, в связи с затоплением и размыва пути на перегоне Болва-Брянск было запрещено движение пассажирских и товарных поездов. Большая вода уже пришла в Бежицу и Радицу, а на следующий день, и в Брянск.
Жители спешно начали оставлять дома, спасаясь на крышах и чердаках. Потоки воды размыли мощеную булыжником дамбу, ведущую к Риго-Орловскому вокзалу, сообщение с вокзалом было прервано. Вследствие подмытых столбов и свай часть Черного моста опустилась, но движение по нему все равно продолжалось.
В Зарецких слободах под воду ушли несколько домов, вода стояла на улицах по самые крыши. Были разрушены сараи, надворные постройки, практически во всех домах разрушены печи, заборы повалены и часть из них унесло водой. Начал тонуть скот. Вода все прибывала и прибывала.
Стихия не пощадила правый берег Десны: Арсенал был затоплен, на главной Московской улице вода стояла выше аршина (более 0.71 м). Базарные торговцы и прилегающих к базару лавок спасали свой товар, хранившийся в погребах и подвалах. Так, от наводнения сильно пострадал погребок Алексеевой, был залит водой мучной и малярный товар в лавках купца Добычина, ее позднее пришлось выкачивать насосами.
На помощь жителям в спасении от бедствия пришли команды 143-го Дорогобужского и 144-го Каширского полков и дружина вольно-пожарного общества. Они эвакуировали людей на лодках и организовывали доставку пищи, которая приготавливалась в походных полевых кухнях. На полную мощность работал курсировавший между вокзалом и городом пароход «Константин», перевозя и пассажиров, и пострадавших.
Выбраться из города, так же как и попасть в город, можно было по железной дороге лишь с пересадками, с большими неудобствами для пассажиров. Железнодорожные пути во многих местах Брянского уезда были размыты водой. Так, например, 11 апреля на линии Жуково-Людинковской ветви Риго-Орловской дороги бывшим путевым сторожем Василием Новиковым, который шел к себе домой со станции Жуковка, был замечен провал пути и сползание в откос насыпи, образовавшей перерыв сообщения более 30 метров. Новиков незамедлительно сообщил об этом старшему рабочему службы пути «Красной платформы». Пока старший рабочий пошел к месту провала, Новиков сообразил, что скоро должен был следовать поезд, направился к станции «Белоглавая» и сигнальным фонарем на этом же перегоне остановил пассажирский поезд. Движение на участке Жуковка-Белоглавая было прекращено и восстановлено лишь в третьей декаде апреля.
Надо отметить, что из-за размытия линии близ Брянска сократилось движение товарных поездов: если в сутки раньше ходило около 20 поездов, то в первые дни после наводнения – всего 2-3 поезда.
О ситуации, вызванной половодьем в Брянске и уезде, сообщала не только губернская, но и московская пресса:
«Разливом рек затоплен Мальцевский фабричный район, в поселке Радица по улицам ходят пароходы, затоплены 900 домов, временно оставленные жителями. Благотворительное общество Брянского завода приютило и кормит 700 человек. На место выезжал управляющий губернией, организовавший доставке пищи для 2000 человек, воспользовавшись походными кухнями полков».
Насколько достоверна эта информация и не преувеличена ли она, предстоит еще выяснить. Известно, что орловский губернатор С. С. Андреевский еще 9 апреля выбыл в Петербург поездом (вернулся в Орел он только в конце апреля). Кстати, в тех же «Московских ведомостях» указано, что в эти дни московский градоначальник также выезжал в эти дни в столицу, а по какому случаю конкретно – не упомянуто. Политическая жизнь Петербурга в это время была насыщена разными событиями (заседания Государственного Совета и Государственной Думы, свадьба Великой княжны Марии Павловны и шведского кронпринца Вильгельма) – присутствие нескольких губернаторов в столице даже в то время, когда на их землях происходят бедствия – дела важной государственной необходимости. Успел ли С. С. Андреевский по пути в Петербург посетить Брянск и насколько это было возможно в связи с отсутствием по железной дороге сообщения? Могли ли в Радице ходить по улицам пароходы? Эти вопросы пока остаются открытыми.
Доподлинно известно, что визит губернатора все-таки состоялся, правда, не в Брянск, а в Бежицу. Было это 7 мая 1908 и по чрезвычайному для Бежицы обстоятельству.
В те дни, пока поселок оправлялся от катастрофы, 16 апреля, в первом часу дня, возле железнодорожной станции «Болва» выстрелами из револьвера был убит ехавший без охраны в экипаже пристав Брянского завода Антон Никанорович Цешковский. Произошло это в четвертый день Пасхи, людей на улице было довольно много, однако, никто из бежичан не стал преследовать убийцу. Последнего все же удалось задержать через два дня. Им оказался анархист Федор Кулабнев, которого впоследствии приговорили к смертной казни. Ранее Бежица не сталкивалась с политическими убийствами на улицах своего поселка. Это событие повергло жителей в шок. Полиция начала сыск и устранение революционных элементов на Брянском заводе, в Радице и Брянске. Начальника полиции Цешковского в торжественной обстановке похоронили на кладбище в Брянске. На церемонии от орловского вице-губернатора Н. П. Галахова, чинов орловской городской полиции и психиатра, доктора А. Петрова на гроб убитого были возложены венки. Из Орла был командирован в Брянск помощник пристава 3-й части Широков. Спустя две с лишним недели орловский губернатор С. С. Андреевский лично посетил Брянский завод.
Вернемся к событиям наводнения в Брянске и уезде.
В результате большого половодья в Брянске по неполным данным было затоплено от 200 до 500 домов, ущерб составил до трех тысяч рублей. На помощь пострадавшим и восстановление их жилищ жертвовали богатые люди города. Из 8000 рублей, выделенных главным управлением Красного Креста Орловской губернии, Брянску и уезду была выделена лишь 1000 р. Не осталось в стороне губернское земство. Так, через брянское благотворительное общество, которое занималось устройством бесплатных столовых, было выделено 600 р.
Восстановление города началось уже в 20-е числа апреля, однако, от трагедии Брянск не мог оправиться еще долго.
Из-за половодья традиционную Афанасьевскую ярмарку с ярмарочной площади у Тихвинской церкви пришлось перенести к Полевой церкви. На ней, впрочем как и на других базарах, торговля весной 1908 года была плохой. Причиной тому – ужасное состояние подъездных дорог, которые более или менее удалось привести в порядок только летом и вздорожание цен.
Не сразу было налажено сообщение между брянскими вокзалами. Пущенный после наводнения омнибус-автомобиль купца Ветрова, часто переполненный пассажирами, ходил только по Московской улице – от дома Баженова до Галерных сараев.
После наводнения 1908 года в XX веке Брянск сталкивался с высоким уровнем воды в Десне – в 1931-м и 1970-м годах. Однако паводок начала столетия остался в истории самым фотодокументированным. Известно более десятка редких фотографий и открыток, выпущенных многотысячными тиражами, изданиями Ф. М. Васюкова, будущего редактора-издателя газеты «Брянский листок» И. И. Сельчукова, Всемирного почтового союза (фототип. Карла Фишера), Маковского. Благодаря этим снимкам можно увидеть масштабы постигшего наш город бедствия и уголки исчезнувшего старого Брянска.
* Все даты указаны по старому стилю.
Использованные источники и литература:
Деханов В. Г. Страницы из жизни старого Брянска: документальные очерки и историческая мозаика, документы и воспоминания. - Брянск, 2013
Книга русской скорби. Т. XIII. - СПб., 1913. С. 21-22
Курская быль. – 1908. – 10 апр. (№82)
Курская быль. – 1908. – 18 апр. (№84)
Курская быль. – 1908. – 26 апр. (№91)
Московские ведомости. – 1908. – 12 апр. (№86)
Московские ведомости. – 1908. – 16 апр. (№87)
Московские ведомости. – 1908. – 17 апр. (№88)
Орловская речь. – 1908. – 11 апр. (№94)
Орловская речь. – 1908. – 17 апр. (№95)
Орловская речь. – 1908. – 17 апр. (№95)
Орловский вестник. – 1908. – 4 апр. (№92)
Орловский вестник. – 1908. – 10 апр. (№98)
Орловский вестник. – 1908. – 11 апр. (№99)
Орловский вестник. – 1908. – 12 апр. (№100)
Орловский вестник. – 1908. – 17 апр. (№101)
Орловский вестник. – 1908. – 17 апр. (№101)
Орловский вестник. – 1908. – 18 апр. (№102)
Орловский вестник. – 1908. – 19 апр. (№103)
Орловский вестник. – 1908. – 21 апр. (№105)
Орловский вестник. – 1908. – 22 апр. (№106)
Орловский вестник. – 1908. – 23 апр. (№107)
Орловский вестник. – 1908. – 26 апр. (№110)
Орловский вестник. – 1908. – 30 апр. (№114)
Орловский вестник. – 1908. – 1 мая (№115)
Орловский вестник. – 1908. – 6 мая (№120)
Орловский вестник. – 1908. – 8 мая (№122)
Орловский вестник. – 1908. – 9 мая (№123)
Русское слово. - 1908. - 15 апр.
Смоленский вестник. – 1908. – 13 апр. (№85)
Смоленский вестник. – 1908. – 13 апр. (№85)
Фото из группы ВК «Брянск глазами разных поколений»