В 1892 г. Рудольф Дизель запатентовал двигатель, в котором топливо воспламенялось от сжатия. Спустя несколько лет в 1898 г. российский предприниматель Эммануил Нобель купил у Дизеля лицензию на производство двигателей и запустил их в производство. Эмануил Нобель унаследовал дело у отца Людвига Нобеля, а тот в свою очередь начинал предпринимательскую деятельность вместе с братьями Робертом и Альфредом (тем самым, что учредил Нобелевскую премию). В общем, Эммануил являлся также крупным нефтедобытчиком, и для транспортировки в Санкт-Петербург ему необходимы были суда - нефтеналивные танкеры. Тогда Нобель решил заказать в Нижнем Новгороде на Сормовском заводе типовые несамоходные баржи, а уже в Санкт-Петербурге дооснастить их двигателями производства своей же фирмы “Людвиг Нобель”. В 1903 г. заказчику сдали суда, первое из них - “Вандал” и его систершипы - “Сармат” и “Скиф”. Когда баржа “Вандал” прибыла в Санкт-Петербург, на неё установили три дизельных двигателя мощностью 120 л.с. каждый. Машинное отделение располагалось посередине корпуса длиной 74,5 м, а танки для нефти спереди и сзади. Это позволяло судну перевозить 820 тонн полезного груза
Для передачи крутящего момента от двигателей к трём кормовым винтам было решено применить электрическую передачу. Двигатели вращали генераторы, вырабатывающие электричество и отдававшие его электромоторам, вращавшим винты - это позволило легко дозировать мощность на винтах, а также вращать их в обратную сторону. Таким образом, танкер “Вандал” является не только первым в мире теплоходом, но и первым в мире дизель-электроходом. Дизель-электроходная схема и сейчас используется на судах, которым требуется манёвренность - буксирам и ледоколам. Инновационное судно в первом же рейсе попало в аварию, но после непродолжительного ремонта продолжило работать на Волге. После революции судно переименовали, и танкер стал носить имя “Россия”. Во время войны танкер участвовал в эвакуации людей, перевозя по Каспию до 5000 человек. В сентябре 1944 г. судно попало в шторм и затонуло, но скоро танкер подняли и отремонтировали. Снова поменяв название на “Баржа № 1040”, танкер продолжил трудиться, но в 1955 г. судну наконец-то вернули настоящее название “Вандал”. “Вандал” дожил аж до 1977 г., но уже стоял на приколе. Позже первый в мире теплоход и одновременно дизель-электроход “Вандал”, переживший войны и революцию, совершенно вандальным образом порезали на иголки.