Найти тему
mysku.ru

Tele Vue Bandmate Type 2 Nebustar UHC Filter 1.25"

Здравствуйте, достопочтенные читатели. Данным обзором я продолжу серию рассказов об аксессуарах астрономического назначения. Героем сегодняшнего обзора станет редкостный светофильтр TeleVue Bandmate Type II Nebustar, позволяющий даже на осквернённом уличным освещением городском небе увидеть такие подробности, которые без этого фильтра доступны лишь обитателям глухих деревень — если бы, конечно, у оных обитателей были телескопы. Ну а те, кто от любительской астрономии совсем уж далёк, через этот обзор откроют для себя совершенно новый, невообразимый способ потратить пару сотен баксов.

Вообще опыт использования фильтров у меня уже был, и я бы не назвал его удачным. Года четыре назад я по случаю купил в оффлайне фильтр Baader UHC-S в красивой коробочке, намереваясь с его помощью ослабить влияние засветки и улучшить видимость туманностей. Однако, взглянув через него в 120-миллиметровый рефрактор, я отнюдь не был поражён результатом. Опробовав его на туманностях М27, М42 и М1 я обнаружил некоторое увеличение контраста, совсем не тянувшее на потраченные приблизительно 100 долларов по тогдашнему курсу. Что меня, во-первых, раздосадовало — и тут причина понятна, во-вторых — удивило, поскольку на зарубежных астрономических форумах об этом фильтре отзывались хорошо, а в-третьих — заразило недоверием к самой идее использования deepsky-фильтров.

Долгое время я старательно держался в стороне от этой темы, однако с приобретением 100-миллиметрового бинокуляра ситуация начала меняться. Поскольку увеличение бинокуляра составляет скромные 30×, качество изображения в нём страдает от засветки сильнее, чем в телескопе на высоких увеличениях. А зимой ситуация становится даже хуже, чем обычно, поскольку городское освещение, отражаясь от снежного покрывала, загрязняет небо ещё сильнее. Увидев, во что превратилась величественная Большая Туманность Ориона с выпадением первого снега, я вновь задумался о фильтрах.

Светофильтры для изучения небесных тел используются уже давно, ещё Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца через закопчённое стекло. С развитием технологий окраски стекла в визуальную астрономию пришли нейтрально-серые фильтры для ослабления блеска Луны и ярких планет, и цветные — для повышения контраста деталей поверхности Марса и Юпитера. А сравнительно недавно любителям стали доступны более продвинутые фильтры, способные повышать общий контраст изображения, подавлять хроматические ореолы, ослаблять городскую засветку или улучшать видимость определённых классов туманностей.

Для многих планетарных и газовых туманностей характерно то, что большую часть света они излучают в узком диапазоне длин волн, а именно — в линиях водорода Hα (656,3нм), Hβ (486,1нм) и дважды ионизированного кислорода OIII (495,9 и 500,7нм). Линия Hα для визуальных наблюдений мало подходит, поскольку человеческий глаз менее чувствителен к красному цвету, а вот Hβ и OIII приходятся на сине-зелёную область, которую мы видим хорошо. А ещё эти линии не перекрываются ни собственным свечением неба, ни спектром излучения ламп уличного освещения.

Поэтому фильтр, пропускающий только нужные спектральные линии, и блокирующий всю остальную часть спектра, влияние светового загрязнения сведёт к минимуму, а контраст туманностей, наоборот, значительно увеличит, улучшая их видимость. И такие фильтры существуют. Те из них, что пропускают только линию водорода, маркируются как «H-beta», а предназначенные для наблюдений в линиях дважды ионизированного кислорода обычно помечены как «OIII» или «Oxygen III». Ну а поскольку эти области спектра находятся почти рядом, идея сделать фильтр, пропускающий одновременно и Hβ, и OIII, лежала на поверхности. Общепринятого названия для них нет, однако в нём нередко присутствует аббревиатура «UHC» («Ultra High Contrast»), поскольку самый первый фильтр этого типа именно так и назывался.

Главной характеристикой фильтра, определяющей его практическую ценность, является кривая пропускания. Глядя на неё, несложно понять, какие области спектра и насколько хорошо фильтр пропускает, а какие — блокирует. Все три вышеупомянутых типа фильтров являются узкополосными, и кривая пропускания, к примеру, для широко известного Lumicon UHC выглядит следующим образом:

Кривая пропускания фильтра Lumicon UHC

-2

На графике бросается в глаза одиночная узкая область с пропусканием выше 95%, в которую попадают линии OIII и Hβ и минимальная прозрачность во всей остальной части спектра.

Вот кривая пропускания фильтра попроще (но и в два раза более дешёвого):

Кривая пропускания фильтра Optolong UHC

-3

Здесь и уже две полосы пропускания, одна — в сине-зелёной области, гораздо шире, чем на предыдущем графике, а другая — в оранжево-красном диапазоне, где проходит линия Hα. Соответственно, и контраст при наблюдениях туманностей с этим фильтром будет хуже, что подтверждают владельцы фильтров этой марки.

А теперь взглянем на кривую пропускания фильтра Baader Planetarium UHC-S, один из которых который я так поспешно купил:

Кривая пропускания фильтра Baader Planetarium UHC-S

-4

► Расширенная версия обзора доступна на сайте MYSKU.ru

Понаблюдав некоторое время, сравнив результаты, полученные с использованием фильтров и без, и полностью убедившись в полезности своего приобретения, позволю себе подвести итоги всему вышесказанному. Моё резюме будет следующим: фильтр TeleVue Bandmate Type II Nebustar действительно работает и кардинально улучшает видимость ряда объектов дальнего космоса, позволяя увидеть в условиях городской засветки ряд туманностей, которые без фильтра остались бы недоступны. Поэтому обозреваемый фильтр — аксессуар, несомненно, полезный и всякий любитель астрономии наверняка желал бы его иметь в своём арсенале. Я вижу лишь две причины, которые этому могли бы помешать: ограниченность финансов (фильтр, увы, недешёвый) и отсутствие интереса к наблюдениям диффузных объектов дальнего космоса. Если же ни то, ни другое не стоит на вашем пути, настоятельно рекомендую таким фильтром обзавестись.

Достоинства

— Высокое оптическое качество
— Кардинальное улучшение видимости ряда объектов дальнего космоса

Недостатки

— Отсутствуют