Мы с вами не первые, кто выступает перед публикой. И не вторые. И не... Ну вы поняли. Уже две с лишним тысячи лет как минимум существует целая наука (или искусство?) - риторика. А создали ее древние греки и римляне, у которых интернетов и телевизоров не было, поэтому единственная для них возможность донести свою мысль - выйти на площадь и произнести РЕЧЬ.
Обстоятельства жизни изменились, а риторика, как и сам человек, - не очень. Так что Цицерон создавал свои трактаты о риторике и для нас с вами тоже. По-домашнему ласково правила подготовки выступления называют "риторической рукой" - этих правил пять, и они всегда при нас, чтобы не забыть.
Риторическая рука
"Изобретение"
Здесь мы определяем, что и зачем будем говорить. И кому, что немаловажно. Мы должно хорошо разбираться в предмете, чтобы увидеть его во всей полноте и выбрать нужный аспект.
Об этом "пальце" мы подробнее говорили здесь и здесь.
"Расположение"
Композиция выступления. Мы собираем все элементы, которые нам нужны для изложения наших мыслей, и располагаем их в нужной последовательности.
Это нам нужно для того, чтобы проверить, хватает ли у нас аргументов, иллюстративного материала для подтверждения наших тезисов.
Это нам нужно для того, чтобы выстроить свой рассказ логично и последовательно.
Это нам нужно еще и потому, что, начиная, мы должны очень ясно представлять себе, чем закончим. Нельзя пускать речь на самотек, нельзя додумывать по дороге - всё должно быть продумано и подготовлено заранее. Вот если мы хотим заполнить время до начала сеанса в кино или едем на поезде из Калининграда во Владивосток - тогда пусть идет как идет.
"Подбор слов"
Когда есть основа, по ней уже можно вышивать. Что же входит в это третье правило?
- Ясность. Облегчайте слушателем понимание ваших слов, не запутывайте замысловатостями и путанностями.
- Уместность. Бывает, что слова вроде правильные, красивые, но совершенно не там используются. В дружеской беседе дико звучит официально-деловой стиль, а в квартальном отчете - разговорно-слэнговый.
- Украшенность. Сухая, хоть и правильная речь никого не тронет. Есть и совсем простые приемы, способные сделать нашу речь выразительной и интересной.
Все эти критерии должны быть гармонизированы - если будет фонить один, получится перекос.
"Запоминание"
В Древнем Риме никто не говорил по бумажке (и бумажек-то никаких тогда не было, а только дорогой пергамент). Ораторы готовили свое выступление так, как сказано выше, а потом много раз тренировались произносить его по памяти. Мнемотехника появилась именно тогда.
Ладно, у нас-то с бумажками, планшетами, экранами проблем нет, почему нам тоже надо запоминать?
Потому что заученная речь и выглядить заученной, неживой. Потому что, вспоминая свой текст, мы перестаем общаться с аудиторией. Потому что письменная речь отличается от устной - она сложнее и по лексике, и по структуре.
Идеально - когда у нас есть хороший, отработанный план-скелет нашего выступления и свободное пространство вокруг, где мы можем в меру импровизировать.
"Действие"
И вот когда речь уже полностью готова и даже многократно отрепетирована, можно выступать - действовать.
Оратор во время речи уже не продумывает план, не вспоминает удачные примеры, не волнуется по поводу своего внешнего вида... Всё это он уже продумал, подготовил и отрепетировал. Теперь его задача - вести диалог с аудиторией. Да, любое выступление - это не монолог, а диалог, хотя произносить слова будет только один человек.
Да, это правильная поза, хорошая жестикуляция и артикуляция, но прежде всего - энергетический посыл, отдача, послание, которое один человек обращает к другим.