Каждому родителю хочется, чтобы речь его ребенка была красивой и грамотной, звуки чистыми и правильными. Но, к сожалению, иногда наши желания разбиваются о реальность. Что делать? Бежать к специалистам или попробовать исправить речь ребенка самостоятельно? Какие подходы существуют? К какой литературе обратиться?
Бывают ситуации, когда дефекты в речи ребенка незначительные. И родители, действительно, могут их исправить. Но опыт работы логопедов и дефектологов Центра материнства, естественного развития и здоровья ребенка показывает, что с каждым годом таких детей всё меньше.
Не всегда родитель может понять, без специальных знаний, в чем проблема. Например, ребенок не выговаривает звук «Р». Почему это происходит? Дефекты строения нёба и языка мешают, укороченная подъязычная связка, неправильный прикус или нарушение иннервации мышц языка… Вариантов множество. На практике встречаются единичные случаи, когда родитель справлялся сам, даже иногда с очень трудной задачей, такой как заикание. Обычно выходя на верный путь, благодаря пробам и ошибкам, а своевременная консультация у специалиста укоротила бы этот путь и уберегла от ошибок.
На наш взгляд, подход возможен только один – консультация со специалистом. Даже если нет возможности заниматься с логопедом, ради полноценной диагностики и верного пути к исправлению.
В настоящее время литературы много разной, из последних книг наши специалисты выделяют «Самоучитель по логопедии» М.А. Поляковой, а из старых, классических – Б.И. Айзенберг «От звука к речи», но эта книга помогает только в работе над коррекцией звукопроизношения.
Если у родителей проблемы с обучением чтению ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) или другими проблемами, то мы всегда рекомендуем «Занимательный букварь» Т.С. Резниченко. При заикании - книгу того же автора «Чтобы ребёнок не заикался».
Родителям детей с задержкой речевого развития (ЗРР) рекомендуется попробовать заниматься по пособиям Е. Янушко «Помогите малышу заговорить» и Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В. «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком».
Родителям юных дисграфиков и дислексиков рекомендуем пособия Г.М. Зегебарт, Е.В. Мазановой, Ш. Ахмадуллина.
Для развития речи – пособия и рабочие тетради Н.Э. Теремковой, Н.Н. Созоновой.
На самом деле это лишь часть того, что можно рекомендовать. Все зависит от проблем конкретного ребенка.
О подходах говорить можно долго. Смотря, какая речевая проблема у ребенка:
– нарушение темпа и ритма речи (заикание);
- нарушение звукопроизношения;
- нарушения формирования речи;
- задержка речевого развития;
- нарушения чтения и письменной речи.
Внутри каждого большого блока много особенностей. Даже в одной семье, у двух братьев с чисто внешним, на слух, похожим дефектом, придется использовать разные подходы, поэтому стоит довериться специалисту.