Найти тему

Учим читать и писать.Пояснение Логопеда.

Множество вопросов крутится в голове у родителей дошкольников:

1. Как правильно учить ребенка читать и писать?

2. Кто должен это делать: родитель или учитель? 

3. Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

4. Как стимулировать если все знает, но не читает?

Голова кругом. Давайте разбираться!

В норме не нужно напрягать ребенка чтением до 6-7 лет. Полезно заниматься развитием его устной речи, мозга, давать много ползать, лазить везде, выслушивать его, поощрять его любовь к рассказыванию, рассматривать с ним книги, рисовать, раскрашивать, играть в игры на развитие слухового и зрительного внимания и так далее. Создать все условия для обычного, наполненного различными активностями детства. А вот когда мозг окончательно созреет, можно и учить читать. Замечательно, когда дети уже сами хотят, просят или даже сами пытаются складывать буквы.

Хорошие результаты дает обучение детей чтению по системам, отталкивающимся от слогового типа чтения. Например, знаменитый Букварь Н.С. Жуковой или «Занимательный букварь» Т. С. Резниченко, которые помогли освоить буквы, слоги, слова и тексты уже не одному поколению ребят. 

Приёмов обучения чтению много, логопед Центра материнства, естественного развития и здоровья ребенка - Полей Яна Борисовна считает неудачным способ, когда сначала учат буквы, а потом учат их складывать в слова. Некоторым детям это отбивает всё желание учиться читать. Лучше сразу учить читать, а буквы выучить в процессе, как это происходит в Букваре Т. С. Резниченко.

Кроме того, специалисты советуют родителям обучать чтению легко, ненавязчиво, в игре, а не вводить обязательное количество слов или страниц в день. Желательно использовать рисунки, наклейки, вспомогательную литературу, вроде невероятно прекрасных книг и пособий Анны Грановской, Жени Кац и других авторов.

-2

Если ребенку уже 7-8 лет, а ему тяжело освоить чтение и/или письмо, то, скорее всего, основой этого являются:

- незрелость межполушарных связей;

- логопедические;

- неврологические;

- психологические проблемы. 

Помочь ребенку можно совместно со специалистами – логопедом, психологом, неврологом, внимательным учителем. 

В группе риска по нарушениям письменной речи дети находятся:

1. Дети, у которых речь развивалась медленно, а в медицинской карте стоят логопедические заключения – задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР).

2. Дети, которых слишком рано отдали в школу – в шесть лет, или у которых день рождения пришелся на август-сентябрь. У них тоже могут быть временные или даже настоящие трудности в освоении чтения и письма.   

В идеале, ребенка хорошо бы отдавать в школу в семь с половиной лет (очень повезло в этом плане октябрьским и ноябрьским детям), они успевают справиться к этому времени со всеми речевыми проблемами (напоминаем о необходимости вовремя показывать детей логопеду: в три года и в пять лет – обязательно).

Всё знает, но не читает? Может быть, ещё время не пришло, ребенок мал, ему три, четыре года? Не трогайте его – в нужный срок начнет читать. Главное, чтобы он видел, что читают родители, старшие братья и сестры, дедушки и бабушки. Читайте ему перед сном, или в течение дня, следя пальчиком по тексту.

Путает буквы? Забывает их? Возможно, он только начал их изучать. Или его мозг ещё не справляется с этой информацией, не может её усвоить правильно. Тогда обязательно нужна консультация нейропсихолога и логопеда.

В любом случае, какой бы вопрос у вас не возник, лучше получить консультацию специалиста, который сможет грамотно оценить особенности конкретного ребенка и дать подробные рекомендации.