Найти тему
Аниме мир

Почему аниме хуже фильмов: история японской философии и простота аниме

Оглавление

Здравствуй, уважаемый любитель 2д мира. Совсем недавно, залипнув на пару дней в мире авторского кино и сериалов, я задумался: а почему аниме хуже фильмов? Да, у меня реально появилась такая мысль. Аниме не от Хаяо Миядзаки тяжело сравнивать с фильмами от великих режиссеров. В аниме, как мне показалось, чего-то не хватает. Аниме наполнено идеями поверхностно, в них нету глубины, присущей авторскому кино. В чем проблема? Почему так? Я решил разобраться в данной теме. Вас ждет несколько больших статей под громким названием: "ПОЧЕМУ АНИМЕ ХУЖЕ ФИЛЬМОВ". Давайте посмотрим на аниме индустрию комплексно и глубоко. Да здравствует низкий процент дочитываний! Да здравствует многабукаф!

Философия, как фундамент для аниме. Начало

Эх, философия, моя любимая философия. Вещь, которая лежит в основе многих глобальных культурных явлений. Разумеется, культура Японии- есть отражение мысли общества, которое формировалось на основе адаптивности других концепций. Японская философия- странная штука. Странная она в плане ее уникальности и самобытности. Дело в том, что Япония считалась замкнутой и неспособной в познание внешнего мира. Челики мирно себе сидели, общаясь лишь с теми, кто рядом. А кто у них рядом? Восток: Корея и Китай. Логично, что и первые философские концепции в Японии пошли именно оттуда.

-2

Важно: описать полностью восточные учения в рамках одной статьи я не смогу, поэтому здесь лишь то, что важно для понимания темы

Буддизм

Все началось с адаптации буддизма. Буддизм, получивший свое развитие в Индии, акцентировал внимание на человеке. Истинная праведность человеческого существования заключалась в принятии страстей, страданий и дальнейшего отказа от них. Путь к совершенству, но не к божественному. Это в оригинальном буддизме. Японцы же тут пошли другим путем. Так- как наши друзьяшки из Японии чтили традиции, то в их буддизм пришла религиозность и анимизм(душа есть во всем). А вот тут появляется еще один интересный момент, который будет иметь важное значение в будущем. Хоть в японской адаптации буддизма и были религиозные мотивы, философия не была зациклена на боге. Философия, как и религия, вообще не была самоцелью. Целью развития Японской мыли являлось практическое применение, как говорится в статье "New world Encyclopedia"

-3

Японская надстройка

"Японская эстетика"- частенько можно услышать подобное при изучении философии в Японии. Как я и сказал раньше, японцы хотели все применять практически. Та самая эстетика стала стремлением к идеалу в сочетании духовности и практического совершенства. Мысль стала инструментом для утонченности и совершенства в деятельности людей. А вообще подробно о Японской эстетике можете почитать в статье Стэнфордской энциклопедии философии

Конфуцианство

Логично, что буддизм стал не единственным учением, которое японцы попытались адаптировать. Вместе с буддизмом они успешно адаптировали конфуцианство, откуда взяли себе иерархический строй общества. Хоть Конфуций и говорил, что самое главное- любить людей, любовь у него выражалась в непривычном для нас понятии. Вот если ты работяга с завода, то твоя хорошая жизнь- исполнять обязанности по отношению к начальнику завода. Если ты начальник завода, то твоя хорошая жизнь- подчинять работяг. Это если говорить утрировано. В общем, японцы это все дело взяли и начали строить конфуцианство в Японии: с любовью и уважением, но с четкой иерархией.

-4

Кстати, потом, когда на востоке начало развиваться неоконфуцианство, японцы от него отказались. Не нужна нам ваша метафизика, мы за социальную гармонию! (важный момент, который потом пригодится для анализа аниме индустрии). Как итог: до современности японская философия дошла, как сочетание конфуцианства, буддизма, синтоизма, только под таким культурным соусом из особенной японской культуры. Все, что надо взяли; все, что не надо- убрали. Имманентность (все внутри, опираясь на опытное познание. Не выходит за рамки) перевесила над трансцендентностью (непознаваемость мира, которую нельзя увидеть глазками и почувствовать)

Не роняют Запад

Ну а дальше что? Дальше у нас влияние Запада и 19-20 века. Тогда Запад действительно врывался на японский бит и хотел убить его. Традиционный восточный подход против западного индивидуализма. После версуса на бпм, Японцы так и не смогли полностью понять ЭТОТ ВАШ ИНДИВИДУАЛИЗМ. Остались верны старому подходу: берем нужное, убираем ненужное.

-5

Влиятельным примером этой тенденции является работа Ватсудзи Тэцуро (1889-1960), который критиковал как западный индивидуализм, так и конфуцианский коллективизм, ставя вместо этого этический понятие " betweenness."По словам Вацудзи, каждый человек стоит в диалектическом напряжении между идеалом индивидуальной свободы и социально навязанными нормами. Таким образом , смысл этики заключается в признании того, что личность сформулирована на фоне этой постоянной оппозиции между собой и обществом, а не через несбалансированный фокус на том или ином. Социальная гармония!

Скучная для нас аниме индустрия, как результат развитие японской мысли

Воу, дружище, ты еще тут? Просто знаете, как бывает, текст вырубают, когда читать много. Я рад, что ты не такой, мой читатель. Да, мы добрались до самого вкусненького. Того, ради чего все мы здесь сегодня собрались- АНИМЕ. В начале я сказал, что мне в аниме чего-то не хватает. Мне не хватает глубины поднимаемых проблем, самой истории. (по сравнению с авторским кино) Мне не хватает идей, заложенных в основу.

-6

Да, есть Хаяо и еще максимум парочка глубоких режиссеров. Все остальное, как правило, простое. Знаете почему? Все, что я написал ранее прямо открыто кричит: "ВОТ ЖЕ ОН ОТВЕТ". Причина кроется в простоте японской мысли. Они взяли наслаждение и духовное стремление от буддизма, взяли любовь в отношениях между людьми от конфуцианства, взяли отношения личности с обществом от западного индивидуализма и получили свою "Японскую простоту"(термин выдуман). Японская простота- социальная гармония, которая сочетает в себе все самое лучшее под эстетическим японским соусом. Мы получаем простые истории о простых людях, которые оперируют только в рамках выделенных границ мысли. Персонажи в аниме не могут в глубину, так как создатели не хотят в глубину. Японское общество наслаждается уважением к друг другу и к жизни.

-7

У них в этих рамках есть свои проблемы, у них есть свои мини проблемы. Аниме, как олицетворение такого маленького идейного мирка, построенного на двух столбах: социальная гармония и простота. А нам, челибосам, выросшим на обилии западного индивидуализма и авторского кино (а следовательно и огромного спектра идей и проблем, заложенных в них) просто скучно на это смотреть.