Мой мамский стаж – более 13 лет. И все эти годы я наблюдаю, как растет число детей с логопедическими проблемами.
И вот что интересно!
На форумах и в различных сообществах не менее 50% пользователей уверены, что логопеды – это просто мода, блажь, тренд времени. Выкачка денег. Имитация заботы о ребенке.
На самом же деле, это, увы, не так.
И это подтверждают даже мои собственные дети.
Логопедические проблемы детей
Чем хороши мои мальчишки, так это стремлением поболтать. Речь богатая, яркая, образная, но вот качество оставляло желать лучшего.
Старший занимался с логопедом примерно год. Ему ставили некоторые шипящие звуки и «р», что практически традиционно.
С младшим ситуация была хуже. Уже в 3 года стало понятно, что проблемы более чем серьезные. Нормальных звуков был минимум, все остальные – каша.
Лечили основательно и планомерно:
- логопедический массаж – каждые 4 месяца;
- остеопат – нормализация кровообращения мозга;
- лекарственные препараты – целый комплекс, назначенный неврологом;
- занятия с логопедом – два года в усиленном режиме.
Поставили все звуки, автоматизировали их. Теперь проблемы редки и только в периоды сильного эмоционального возбуждения.
Но почему так? Почему у старшего огрехи в речи были небольшие, у младшего – серьезнее?
Более того, если посмотреть темы родителей на форумах, то видно, что это тенденция. Дети говорят все хуже, и визиты к логопеду становятся просто-напросто нормой.
Причины логопедических проблем у детей
Увы, я поняла их слишком поздно, чтобы скорректировать свое воспитание и поведение с детьми. Но, возможно, кому-то выводы буду полезны. На самом деле вся причина в том, что дети почти ничего не делают пальчикам. Моторика развивается очень медленно, а уже давно доказана ее связь и качество речи у детей.
Что необходимо для нормального развития речи.
1. Автоматическое развитие мелкой моторики. В нашем детстве пуговицы мы застегивали с 1,5 лет, шнурки завязывали с 2-х, а нынешние дети? Молнии, липучки, кнопки – все это удобно, но пальцы не работают совсем. Я не призываю повернуть время вспять, но просто надо понимать этот момент.
2. Игровое развитие мелкой моторики. Стишки, потешки, пальчиковые игры… Часто ими занимаются взрослые с детьми? Бабушки – да, обычно занимаются. А вот загнанные работающие родители – почти что нет.
3. Игрушки и конструкторы. Сегодня слишком много безопасных, упрощенных и больших игрушек. Чтобы получить результат, часто достаточно просто нажать кнопку. Тык, и готово. Единственное спасение – лего, но интерес к нему просыпается обычно в возрасте от 5 лет, то есть поздновато.
4. Лепка, вырезание, аппликации, поделки. Знаете, как мастерят с детьми большинство родителей? «Дай, я сам сделаю! Вот смотри, как аккуратно вышло!». Серьезно! Ребенок не участник, а зритель. В лучшем случае – подмастерье на простых операциях. А толк в чем?
5. Минимизация планшетов, телевизоров, телефонов. Слов нет – это очень удобно, когда ребенок играет. Но, опять-таки – моторика не развивается, мозг ориентирован только на получение удовольствия, толку минимум.
Получается, что улучшение качества жизни, повышение комфорта и огромный выбор игрушек, отрицательно влияют на формирование речи у детей.
А вы наблюдали такой тренд? Или тоже считаете, что логопед – это дань моде?
Буду рада комментариям! Еще больше лайкам (палец вверх).
И просто в восторге от подписчиков!
Всем спасибо!