По легенде, Ганнибал Барка еще в детстве дал клятву покончить с извечным врагом Карфагена. Однако, по моему мнению, выбрал он для этого непростого дела весьма своеобразную тактику.
Она заключалась не в захвате собственно Рима, а в расколе той достаточно хрупкой античной «федерации», которую удалось построить патрициям Вечного города.
Без контроля над Италией Рим быстро бы превратился в «большую деревню» и захирел, не представляя более угрозы для развитого Карфагена.
Ведь такие города, как Капуя или Неаполь сохраняли память о былой независимости. Римляне лишь недавно собрали Апеннинский «Кубик Рубика» в геополитическое целое. Процесс этот был долгим и кровавым, порой даже римляне огребали от своих соседей (например, от самнитов).
Ганнибал же собирался разрушить это илюзорное единство италиков, разбив римские армии в нескольких масштабных битвах.
Барка преследовал две цели: ослабление Рима и усиление собственной армии.
Более того, гениальному пунийцу удалось частично выполнить план! Он прорвался в Италию, сумел «расшевелить» кельтов на севере, а потом и южные италийские народности на юге.
Галлы и прочие самниты массово пополняли войска Ганнибала, города же южной части Апеннинского полуострова давали воинам Барки возможность отступать «на зимние квартиры».
Потому великий карфагеняни и смог продержаться против численно превосходящего противника аж четырнадцать лет! Фактически в полной изоляции от остальных карфагенян.
Барка, помимо прочего, старался отпускать пленных италиков на все четыре стороны, чтобы они рассказывали сородичам о его карфагенской доброте. И такая тактика работала.
Но, увы. Риму остались верны центральные города и регионы Италии. Оттуда недобитые при Каннах римляне черпали ресурсы. И в войне на истощение вышли победителями.
Благо метрополия не спешила оказывать Ганнибалу поддержку: мол, пусть там воюет и воюет себе. Популярного полководца с преданной армией карфагенские торгаши у власти откровенно побаивались. И, кстати говоря, не зря.
История Рима в дальнейшем подтвердит — армия является серьезным аргументом при дележе власти. Сулла, Цезарь и Константин мне не дадут соврать)
Кстати говоря, италики после Пунических войн равных с римлянами прав не получили. Хотя римляне по-прежнему мобилизовали бойцов из их областей. Потому, уже в I веке до нашей эры грянет так называемая Союзническая война, в ходе которой римлянам придется пойти на уступки.
Впрочем, Ганнибала бы это все слабо бы утешило: Карфаген к тому времени давным-давно превратился в руины, а сам полководец отравился, дабы не попасть в лапы римлян... С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.